Сегодня:

Сегодня мобильник – дело житейское. Пользуются им все: едва ли не с младенческого возраста до глубокой старости. Так что каждый из нас хоть один раз (а большинство – неоднократно) приходил в магазин покупать мобильный телефон. Сегодня мы дадим советы потребителям, которые хотят совершить такую покупку.

ЧТО И ГДЕ ВЫБРАТЬ?

При выборе торговой марки предпочтение лучше отдавать той, которая давно присутствует на рынке продаж.
Предпочтительнее совершать покупки в стационарных и специализированных магазинах и салонах. Купив аппарат на рынке, в уличном киоске, с прилавочка, примостившегося где-нибудь в магазине «Магнит», вы рискуете уже на следующий день не найти продавца на этом месте. В то время как стационарность, удобство для выбора покупки, привлекательность салона, статус торгового центра, подтверждает потребителю, что собственник салона пришел в этот бизнес всерьез и надолго.

Прежде чем купить телефон, впрочем, как и любой товар, обязательно поинтересуйтесь, у кого вы его покупаете. В соответствии со ст.9 «Закона о защите прав потребителей» продавец обязан предоставить потребителю сведения о наименовании своей организации (магазина), ее местонахождение и режиме работы. Продавец обязан разместить указанную информацию на своей вывеске.
Если данной информации на вывеске вы не нашли, попытайтесь выяснить у сотрудников полное наименование и юридический адрес организации. Часто бывает, что наименование магазина одно, а на чеке стоит печать какого-нибудь индивидуального предпринимателя. Либо вы пришли в филиал, а руководство фирмы сидит совсем в другом городе. Лучше сразу узнать, с кем придется иметь дело, если ваш новый мобильник вас подведет.
В случае, если никакой информации о продавце вы не получили, лучше обойдите это торговую точку стороной. Благо сейчас конкуренция, и салоны мобильной связи буквально на каждом квартале (в нашем городе, по крайней мере).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Приобретая сотовый телефон, обязательно обратите внимание на следующие моменты.
1. При выборе сотового телефона требуйте предоставить вам всю необходимую и достоверную информацию о товаре;
Качественный телефон должен иметь:
— меню и клавиатуру на русском языке;
— инструкцию по эксплуатации телефона на русском языке;
— сертификат или декларацию о соответствии Минсвязи, Госстандарта, санитарно-эпидемиологическое заключение;
— у большинства производителей на корпусе аппарата, под аккумулятором, должна быть наклейка сертификата соответствия ССЭ, такая же наклейка должна быть и на коробке.
Если вы хотите приобрести качественный мобильный телефон и не стать жертвой мошенников, обратите внимание на некоторые отличительные признаки «серых» телефонов от «легальных»:
— наличие логотипа зарубежного оператора сотовой связи на корпусе телефона;
— отсутствие оригинальной инструкции на русском языке;
— несовпадение IMEI (индивидуального номера телефона), указанного на корпусе телефона, с указанным на упаковке и под аккумуляторной батареей.
2. По вашему требованию продавец должен ознакомить вас с устройством и действием товаров, которые должны демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии. Лицо, осуществляющее продажу, обязано проверить в вашем присутствии качество товара, его комплектность, наличие всех документов на телефон.
При передаче телефона покупателю одновременно передаются:
— кассовый чек;
— установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы;
— заполненный продавцом гарантийный талон фирмы-производителя, который выдается на руки покупателю.
Убедитесь, что все необходимые отметки в талоне сделаны. В случае незаполнения оригинального гарантийного талона авторизованным сервисным центром фирмы-производителя может быть отказано в гарантийном обслуживании телефона.

ТЕЛЕФОН НА ГАРАНТИИ ВЫШЕЛ ИЗ СТРОЯ

Конечно, неприятно, когда новенький телефон взял и вышел из строя. Но еще неприятнее, когда нарушаются ваши права потребителя, когда с неисправным мобильником вы приходите в продавший его магазин.
Наиболее распространенным нарушением является ограничение права выбора одного из ваших требований в случае предъявления претензии к продавцу: при обращении в магазин потребителю обычно отказывают в замене товара, возврате денежных средств, предлагая вместо удовлетворения этих требований отремонтировать товар. Понятно, что для магазина ремонт – это один из менее затратных способов удовлетворить претензии по качеству товара, но не всегда ремонт бывает целесообразен и выгоден для вас.
Не каждый потребитель хочет иметь телефон, который, проработав неделю-две, а то и несколько дней, требует ремонта. И тем более не доставляет удовольствия периодическое обращение в сервисные центры для устранения неисправностей.
Согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» в случае, если вы приобрели товар, в котором выявились недостатки в процессе эксплуатации, не оговоренные при покупке данного товара, вы имеете право на:
1. Безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.
2. Соразмерное уменьшение покупной цены данного аппарата.
3. Замену на товар аналогичной марки (модели, артикула).
4. Замену на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены.
5. Отказаться в одностороннем порядке (то есть ваш отказ) от выполнения договора купли-продажи с возвратом уплаченной денежной суммы.
В случае если вы согласились на гарантийный ремонт, продавец обязан принять товар сам, а не направлять вас в сервисный центр для сдачи товара в ремонт. В такой ситуации необходимо выставить требования в адрес продавца об устранении недостатков. При приемке телефона продавец обязан предоставить надлежащим образом оформленные документы, в которых должно быть указано: состояние телефона, дата приемки, штамп магазина.
Советуем при возврате телефона проследить за правильностью составления и оформления документов приема-сдачи. В этих документах необходимо зафиксировать, в каком состоянии поступил товар, какие недостатки были заявлены и выявлены при проведении проверки качества, т.е. в присутствии покупателя при сдаче, указать, на месте ли пломбы, в каком комплекте сдается товар и т.п.
В случае если был произведен ремонт телефона, получая его от продавца, проверьте его работоспособность, потребуйте продемонстрировать вам работу телефона. Включение, отключение должно осуществляться легко, плавно, без задержек и повторных включений.
Помните: за сохранность вашего товара при сдаче его продавцу несет ответственность продавец, т.е. организация, принявшая у вас телефон для устранения недостатка, проведения экспертизы и т.п. Поэтому настаивайте на том, чтобы вам обязательно выдали документ, подтверждающий факт передачи товара.
Следует знать, что многие отказы в удовлетворении просьб покупателей не имеют под собой никакой юридической основы. Например, очень часто продавец отказывает потребителю в проверке качества товара. Согласно ст.18 закона «О защите прав потребителей» продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества. Потребитель вправе присутствовать на этой проверке.
Если между вами и продавцом возник спор о причинах возникновения недостатка товара, продавец вправе провести экспертизу за свой счет. Присутствие на экспертизе покупателя — на усмотрение организации, которая будет проводить данную экспертизу товара. Если в результате экспертизы установлено, что недостатки товара возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец не несет ответственности, расходы на проведение экспертизы товара лягут на ваши плечи.
При обнаружении производственного дефекта, вы вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества. А вот, если вы сами уронили телефон или, например, в него попала влага по вашей вине, то продавец за это ответственности не несет.

ЗАЩИЩАЕМ СВОИ ПРАВА

Если вы готовы защищать свои права, первое, что вам следует сделать — обратиться к продавцу и сообщить ему о выявившихся недостатках. Если на ваше устное замечание продавец не реагирует, то самым правильным шагом в защиту ваших прав будет составление претензии на имя продавца. Претензия должна составляться в двух экземплярах: один передается продавцу, а на другом продавец должен сделать отметку о принятии претензии. Если продавец отказывается принять претензию, отправьте ее почтой заказным письмом с уведомлением. Если ответа не последовало или ответ вас не устраивает, обращайтесь в суд с исковым заявлением.