Сегодня:

Проект «Я и мы в борьбе с коррупцией», над которым сейчас трудятся «частные лавочники», предполагает проведение большого исследования. Уже прошли фокус-группы, анкетирование, но анкеты продолжают поступать в редакцию. Мы ждем (и получаем) от горожан конкретные адреса коррупции в нашем городе, выслушиваем мнения о том, какие меры могут победить это страшное зло или хотя бы достойно противостоять ему. Меры называют реальные и даже фантастические! Но все они (и мнения, и меры) заслуживают нашего внимания.
Сегодня мы предлагаем вам этот материал, в основу которого легли вопросы анкеты. Автор подошел к делу со всей ответственностью и скрупулезностью.

Я обязательно отвечу на вопросы вашей анкеты. Может и не по науке, не по правилам, зато что думаю, то и скажу, ничего не скрою. Но сперва хочу сделать небольшое отступление или, так сказать, написать вступительный абзац. Я, честно говоря, ума не приложу, почему люди так бояться отвечать на эти вопросы. Ни соседка моя, ни муж ее не согласились описать не то чтобы конкретные примеры, но даже общие фразы на эту тему набросать не согласились! И смотрели на листок испуганными глазами. Но тут же и подписываться не обязательно, что там сомневаться-то, не по почерку же их искать придут. И не думаю я, что их проблема эта не касается, все с ней с сталкиваются, а сказать о ней побаиваются. Но извиняюсь за отвлечение от темы, постараюсь быть более сдержанной и краткой в своих высказываниях. А вообще я считаю, что коррупция – это такое обширное понятие, что сказать о нем аж слов не хватает, остаются одни эмоции.
Слышала, что коррупция, мол, дело скорее русское, да вот не совсем для себя решила, могу ли я с этим согласиться. Дань мы действительно платили, будто по закону, и продолжаем платить мзду, в глубине души не считая это лишним. Так вот КОРРУПЦИЯ — ЭТО НЕЧЕСТНОСТЬ И ЖАДНОСТЬ ЛЮДЕЙ ВЛАСТЬ ИМУЩИХ И ТРУСОВАТАЯ БЕЗДЕЙСТВЕННОСТЬ НАС — ПРОСТОГО НАСЕЛЕНИЯ. Что уж говорить о чиновниках и политиках, когда каждый чуть приподнявшийся начальничишка, хоть немного наделенный привилегиями человечишка остальных людей людишками начинает считать. То ли это сидит где-то внутри и просыпается от власти, то ли зарождается уже в процессе пребывания на должности, но происходит такой сдвиг отчасти потому, что его в свое время тоже обобрали, а подкрепляется его вера в свою правоту нашим же с вами лебезящим к нему отношением. И тут еще не известно, спрос ли рождает предложение или, наоборот, сначала предлагаем мы, а потом они входят во вкус.
Коррупция — это нежелание работать тех, кто должен. Может им слово «должен» не по душе и от этого они всех заставляют быть должниками. А еще коррупция – это амбиции, которые возникают чаще всего незаслуженно, и безнаказанность, которую наказать некому (все одним миром мазаны), и беспорядок, который контролировать пора, да снова некому.
Коррупция — это и дать на лапу, и подмазать и отстегнуть. А что нужно делать, чтобы не было этой коррупции, — вопрос почти что риторический. Повышать зарплаты – давать стимул, после чего строго контролировать выполнение обязанностей – вот что нужно. Еще с младших классов приучать детей к бескорыстности: хотя бы в каких-то вопросах она существовать должна. А еще надо сделать, чтобы каждый за что-то отвечал. А не так как сейчас: крайних никогда нет, у каждого хата с краю.
Берут сейчас почти все, дают еще большее количество народа.
Вот, например, семья жила неподалеку интересная: муж – милиционер, супруга – медсестра и дочка маленькая — дошколенок. Жена — очень хорошая молодая женщина — уколы соседям делала, иногда и бесплатно. Он молодой, еще зеленый, взяток не требовал и даже когда предлагали, не брал, все его сослуживцы над ним посмеивались. Жили они жили, ничего не имели, квартиру снимали, а ребенка поднимать на ноги надо. В общем через какое-то время сдался он и тоже стал брать, конечно, я при этом не присутствовала, только зажили они чуточку лучше, и характер его при этом в худшую сторону изменился, не выдержал испытаний, да мало кто выдержал бы.
Другие соседи — такая же семья. Ну почти такая же: муж работник правоохранительных органов, она медсестра, но взятки он брал при любом удобном случае. И все равно на жизнь всегда они жаловались, хотя и родителей богатых имели, которые им квартиру купили. Вот и попробуй разбери, в чем суть проблемы кроется. Да он вообще как будто в милиционеры пошел, чтобы взятки брать.
Вот тут хочется вспомнить о системе образования. Если рассуждать о взятках за учебу, ситуация, конечно, и здесь плачевная: сейчас, говорят, даже в школах берут, за экзамены да за ЕГЭ всякие. Так что удивляться институтам да техникумам не стоит. Такой ученик, с детства все оплачивающий, куда должен поступать пойти? Экзамены он вступительные сдаст снова за деньги, к тому же рваться будет не туда, куда душа лежит, а туда, где престижно.
И тут несколько нюансов имеется. Опять человек делает то, что ему не очень-то и надо, значит и заниматься он будет этим без особого энтузиазма. Получается, что станет давать взятки за оценки, а когда отучится, к тому же окажется никчемным специалистом, который не будет получать удовольствия на работе ни от чего, кроме получения взяток.
К тому же педагог, видя халатное отношение такого ученика к занятиям, решит, что и другие теперь учатся без желания, к тому же, возможно, преподаватель как раз и есть тот неграмотный специалист и для удовольствия от жизни ему нужны только деньги.
Отношение к учебе надо менять, проверять людей на профпригодность заранее, до поступления и очень тщательно, а не для отписки. Но тут появляется еще одна инстанция, которой можно дать взятку и пойти учиться куда угодно. Так что замкнутый круг — по-другому не назовешь.
Начнешь оформлять квартиру – готовь деньги, решишь быстро оформить — давай больше, захочешь незаконно оформить — плати соответственно предполагаемому за это наказанию.
К врачу пойдешь – плати, в больницу попал – опять плати, чтобы не проходить комиссию, не стоять по очередям – снова плати. В первом случае, если деньги требуют – одному человеку вредят, во втором вообще разговор особый. Ну что-то я совсем сама себя настращала.
А может, за недавание и неполучение взяток людям платить надо? Хотя и это возможно будет бездейственным. Ужесточение наказания и вообще какие-либо силовые методы повлекут лишь увеличение сумм, требуемых взяточниками.
ЧТО Я МОГУ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ КОРРУПЦИИ? Ну, разве что заполнить эту анкету, а еще постараться не давать взяток и уж точно их не предлагать.
Я предлагаю бороться с коррупцией внутри себя. Каждый из нас должен себя изнутри воспитывать, иначе сломаться можно или прогнить. Нужно постоянно себе внушать, что взятки — зло, по-другому никак, ведь глядя на вседозволенность и безнаказанность, верится скорее в обратное. Нужно если не наказывать себя за дачу взяток, так уж журить обязательно, взращивая этим чувство вины за подношения. А благодарить людей бояться не надо, но таких, которых действительно захочется, а не по надобности и по принуждению. Вот как-то так я вижу нашу с вами борьбу с этой самой коррупцией. И чуть не забыла: объединяться надо и обсуждать, говорить о проблеме, ведь не в споре, а в проговаривании ситуации рождается какая-никакая истина.

От «ЧЛ». Автор пишет, что боятся граждане разговаривать на эту тему. А ведь говорят в народе: «Боятся – значит уважают». Предлагаем читателям раскрыть загадку, кого же в случае упоминания коррупции так «уважают» новочеркасцы.