Сегодня:

Эта история произошла с моими бывшими соседями, Иваном Никитовичем и Валерией Васильевной пару лет назад. Пожилая пара довольно давно переехала из нашего дома, но добрые отношения у нас остались, и время от времени мы обмениваемся информацией, случайно встречаясь в городе или общаясь по телефону.
Однажды мои бывшие соседи позвонили, чтобы поведать о том, как их обманули. А точнее они обманули себя сами. Дело было так. В одной из газет увидели они рекламу ультразвуковой стиральной машинки. Небольшая коробочка укладывается в таз с бельём, включается в сеть и с помощью ультразвука стирает бельё. Поскольку мои соседи все лето жили на даче, то для них такая «стиралка» была в самый раз. Тем более что реклама как раз и рекомендовала носить её с собой повсюду: «На отдыхе, в командировке и дома у вас всегда будет чистым бельё!» В объявлении был указан адрес, куда следует перевести необходимую сумму: «Город Курск, главпочтамт, абонентский ящик № такой-то, ООО «Энергия плюс»
Сказано – сделано. Отослали мои бывшие соседи необходимую сумму по указанному адресу и через месяц с небольшим получили свой заказ. Машинку решили сразу проверить. Загрузили в таз бельё, положили туда свою покупку, включили её в сеть и стали ждать результата. Результат оказался равен нулю. Машина работать не желала. От её пребывания в тазу в течение нескольких часов бельё чище не стало.
При внимательном изучении листка-инструкции, который был вложен в коробку, Иван Никитович обнаружил замечание: «Гарантия на изделие – 1 год». «Раз такое дело, – рассудил он, – надо брак выслать обратно, пусть ремонтируют или пришлют новую», – и поспешил на почту. Бандероль с бракованной машинкой Иван Никитович отправил по тому же адресу, что и посылал деньги…
Ни через месяц, ни через два моим соседям новую машинку не прислали. Коробка с бракованной машинкой вернулась обратно моим бывшим соседям позже с пометкой – «Адресат не значится». Когда они написали уже руководству курского главпочтамта, то им ответили, что ООО «Энергия плюс» абонентский ящик там больше не занимает. Куда делась – неизвестно. Как в одной известной сказке, остались мои бывшие соседи у разбитого корыта. И это лишь один случай, связанный с так называемой, дистанционной формой продажи товаров. Нечто подобное иногда происходит, и когда идет продажа через виртуальные Интернет-магазины. Это, конечно, не значит, что дистанционная торговля построена на сплошном обмане и надувательстве, но досадные казусы случаются, то приходит не тот товар, что заказали, то к нему в нагрузку добавят что-то ещё, то куда-то улетучатся деньги, внесённые по предоплате.
А между тем подобная форма торговли регулируется статьей № 26.1. «Закона о защите прав потребителей», которая гласит:
1. Договор розничной купли-прода-жи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
2. Продавцом, до заключения договора, должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
3. Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона (потребительские свойства и т.д.), а также предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи информация о порядке и сроках возврата товара.
4. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней.
В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
5. Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены положениями, предусмотренными статьями 18-24 настоящего Закона.
В случае, который произошёл с моими бывшими соседями, был нарушен пункт
№ 2 приведённой статьи. Точный адрес организации дистанционной торговли указан не был. Видимо, люди из «энергичной» курской фирмы, решили нагреть руки на бракованной партии ультразвуковых машин. Собрали, скорее всего, нужное число заказов, разослали доверчивым людям заведомый брак и потом благополучно скрылись с деньгами, а каждая машинка стоила около полутора тысяч.
А вот один из моих знакомых вполне успешно и уже неоднократно заказывает нужные ему диски с фильмами и музыкой через Интернет-магазин, расположенный в Москве. После уведомления через СМС, что его заказ принят, его извещают, когда нужный товар приходит из столицы в один из магазинов Ростова. Заказчик едет туда и получает из рук в руки товар, в качестве которого он может там же убедиться. Покупка оплачивается, все довольны, и покупатель, и продавцы дистанционной торговли.
Вывод таков. Дистанционная форма торговли – дело хорошее и нужное, особенно для жителей небольших населённых пунктов, где иногда бывает нелегко найти какой-то особый товар. Но при вступлении в отношения с «дистанционными» продавцами следует быть очень внимательным. Неплохо изучить статью 26.1. закона о Защите прав потребителей и выяснить все нюансы и технологию исполнения заказа. И тогда у разбитого корыта не останется никто.

Материал подготовлен при содействии специалистов Управления торговли и бытового обслуживания