Сегодня:

В 1972 году по окончании Новочеркасского строительного техникума по распределению, как это тогда производилось, я был направлен на работу в качестве мастера в г. Череповец Вологодской области. Там прошли мои лучшие годы трудовой деятельности, там происходило моё становление как специалиста-строителя. Работал на разных должностях — мастер, прораб, старший прораб (начальник строительного участка), главный инженер строительного управления, заместитель управляющего трестом (с численностью 1600 человек), заместитель генерального директора по производству в ОАО и т.д.
35 лет, проведенных на крупнейших стройках Череповца — Череповецком металлургическом комбинате (теперь — ОАО «Северсталь»), химическом заводе «Аммофос», ОАО «Череповецкий азотнотуковый завод» и объектах соцкультбыта — позволили мне приобрести хороший опыт в строительном деле. Чтобы понять масштабность той работы, думаю, достаточно привести такие цифры. Ежегодно в Череповце в те времена сдавалось в эксплуатацию 260 тысяч квадратных метров жилья, два детских садика и одна школа. Повторяю — ежегодно! Объем инвестиций в капитальное строительство, реконструкцию и техперевооружение ОАО «Северсталь», например, в 2005 году составлял около 35 миллиардов рублей. Для сравнения — бюджет Новочеркасска на 2007 год чуть более 1,5 миллиарда. Бурное строительство накладывает деловой отпечаток на уровень мышления, поведение людей.
Возвратясь в Новочеркасск, я невольно стал сопоставлять его с Череповцом. Когда-то я гордился (и сейчас тоже!) тем, что Новочеркасск — это кузница кадров. Один только ЮРГТУ (НПИ) насчитывает на всех формах обучения около 26 тысяч студентов, около 5 тысяч насчитывается их в НГМА, и почти в десятке колледжей ещё, наверное, наберётся несколько тысяч. Но… кузница-то куёт да опыта им негде набираться. Нет в родных краях крупной промышленности. И происходит деградация, падение уровня квалификации новоиспеченных специалистов.
А вот что бросается в глаза иногороднему. В прошлом году производился капитальный ремонт участков улиц Пушкинской и Просвещения. Посмотрите, как он выполнен. Чернозем к зиме так и не уложили между бордюрным камнем, отделяющим проезжую часть дороги от пешеходной аллеи, вымощенной тротуарной плиткой. Грабельками никому и в голову не пришло поработать, чтобы придать соответствующий требованиям строительных норм и правил вид газонам. О многолетней травке вообще забыли. Никаких переходов с аллеи на тротуары в проекте не предусмотрено. Вот и идут пешеходы по аллее, а при переходе на тротуар протаптывают газоны с не уложенным на них слоем чернозема и не засеянные многолетними травами. В дождливую погоду уносят на своей обуви налипшие комья грязи. Проектировщикам и в голову не пришло, что необходимо заложить в проект переходы с аллеи на тротуары. Тротуарная плитка на аллеях уложена таким образом, что по отметкам не вяжется с асфальтовым покрытием автодорог, а поребрик, отграничивающий газон от пешеходной дорожки, а отдельных местах установлен так, что через год о нем останутся только воспоминания.
Состояние железнодорожного полотна трамвайных путей не выдерживает никакой критики. Эксплуатация их в таком состоянии обязательно приведет к авариям. В трамваях не увидишь ни схемы маршрута трамвая, ни номера маршрута, ни правил пользования трамваем в г. Новочеркасске. Остановки не объявляются. О графике движения трамвая и говорить не приходится — ходит, как водителю трамвая вздумается.
За содержанием улиц, создаётся впечатление, никто не смотрит. Посмотрите, что делается у проезжей части улиц. Например, на Троицкой в районе новостройки ЮРГТУ (НПИ). Горы грунта, не вывезенные строителями при отрывке котлована под фундамент, разрушенные бордюрные камни в результате строительной деятельности на этом объекте и водопроводный колодец.
А что делается с тепловыми сетями? Посмотрите на их состояние при входе в подъезд дома № 95 по пр. Баклановскому. Теплоизоляция отсутствует вместе с гидроизоляцией на отдельных участках трубопровода. То же за магазином «Магнит», то же на ул. Энгельса напротив «Горводоканала». То же на проложенных над землёй тепловых сетях на ул. Г. Петровой ниже пр. Баклановского. Таких примеров можно приводить сколько угодно. Возникает вопрос: кто несет ответственность за такое состояние тепловых сетей? Ведь происходят колоссальные потери тепла. Отапливаются не квартиры горожан, а наружный воздух. Уверен — в МУП «Тепловые сети» приказом назначен ответственный за содержание тепловых сетей в исправном состоянии и он, этот ответственный, доложил: «К зиме готовы! Можно подавать тепло в сети». Но так ли это? Понятно, что население оплатит очередное повышение тарифов на теплоснабжение (в том числе и на обогрев атмосферы!), но неужто некому в этом деле навести элементарный порядок? Неужто некому спросить с чиновников, отвечающих за этот участок работы? Горячая вода на 9-й этаж дома № 95 по пр. Баклановскому практически не подаётся. Речь идет именно о горячей как таковой, а не о теплой.
Качество питьевой воды не выдерживает никакой критики! Если в Череповце, кипятя воду в эмалированном чайнике в течение пяти лет, проведешь по внутренней грани чайника пальцем и услышишь как он, выражаясь на местном диалекте, рипит, то это свидетельствует о великолепном качестве питьевой воды. На стенках чайника и намека нет на накипь — отложение солей. А что пьют новочеркасцы? Загляните в свои чайники. На дне чайника через 1,5 — 2 месяца образуется слой ила. То же — в желудках и по всему желудочно-кишечному тракту новочеркасцев.
О газе. На девятом этаже по пр. Баклановскому, 95, случается такое, когда из-за низкого давления в сетях зажечь конфорку газовой плиты не представляется возможным — фыркает и тухнет.
Вот и представьте такую картину. Вставая в 6 часов утра и собираясь на работу, ежедневно получаешь ставшие нормой сюрпризы — ни горячей, ни холодной воды. Ни принять душ, ни приготовить чай… сейчас, когда пишутся эти строки, я должен быть на работе. Однако с 6-00 час и до сей минуты — 11-30 я без горячей (точнее сказать — тёплой. Горячей никогда и не было!) воды. Естественно на работу не вышел, перезвонив и поделившись своим горем с коллегами по работе.
Но и это не все еще. Как известно, ночным временем считается время с 22-00 до 6-00 час. В это время новочеркасцы отходят ко сну, чтобы на следующий день с новыми силами приступить к исполнению своих трудовых обязанностей. Не тут-то было! То ли по заданию ЦРУ (Центрального разведывательного управления США), то ли иных враждебных сил к дому после полуночи подъезжает автомашина, вывозящая мусор. Начинается громыхание мусорными баками при выгрузке из них скопившегося мусора. Сон нарушен. Уснуть до утра не представляется возможным.
И это ещё не всё. Ежемесячно проживающие в квартирах граждане оплачивают счета за якобы произведенный в доме капитальный ремонт, а также текущий ремонт. В доме № 95 по пр. Баклановскому (с момента ввода его ввода в эксплуатацию прошло почти 20 лет) ни разу не производился ни капитальный, ни текущий ремонт. Во всяком случае вряд ли городские структуры, ответственные за решение этих вопросов, представят в качестве доказательства акты сдачи-приемки выполненных работ по текущему или капитальному ремонтам за истекшие 20 лет. Куда уходят денежные средства, выплачиваемые проживающими в квартирах гражданами? Полагаю, что происходит нецелевое использование бюджетных средств. Но «полагаю» — это не располагаю фактами. (Интересно бы услышать мнение прокуратуры г. Новочеркасска по этому поводу и по результатам проверки правильности использования бюджетных средств).
Места общего пользования — лестничная клетка, междуэтажные площадки — в домах новочеркасцев не убираются. Кто-то может назвать фамилии уборщиц, убирающих подъезды? Кто-то их видел воочию? Интересно, а в ведомостях на выдачу заработной платы кто расписывается за якобы выполненные работы по уборке подъездов жилых домов? Если таковые автографы в ведомостях присутствуют, то это напоминает мне известную повесть Н.В. Гоголя «Мертвые души».
За день до выборов в Государственную думу в упомянутом доме вышел из строя двигатель в машинном помещении лифта. Почти три недели потребовалось, чтобы перемотать его. Запасных электродвигателей, у владельца лифта, наверное, нет. Люди, возвращаясь с работы домой, подходили к лифту и в течение трёх недель чертыхались в адрес владельца лифта. О том, что уборка в лифтах не производится, я уж умалчиваю.
Можно приводить еще много примеров того, как с точностью до наоборот протекает жизнь в Новочеркасске. Был бы толк.
Вот и хотелось бы спросить: по силам ли новочеркасцам решение перечисленных вопросов или для их решения нужен кто-то иной? Я не обращаюсь в данном случае к главному инженеру МУП «Горводоканал» Е.К. Нужнову. Самый главный инженер МУП «Горводоканал» рекомендовал мне еще летом прошлого года обратиться к В.В. Путину по поводу нерегулярного обеспечения 9-го этажа дома № 95 по пр. Баклановскому питьевой водой. Ну, что ж… Видимо, человек не соответствует занимаемой должности, коль направляет как диспетчер к Президенту Российской Федерации для решения вопросов, входящих в компетенцию главного инженера МУП «Горводоканал». Бывает такое в жизни. Можно, конечно, последовать такому совету и обратиться к В.В. Путину с коллективным письмом жильцов дома № 95 через «Российскую газету». На местном уровне, видимо, такие вопросы не по плечу.
Вот и делайте вывод по уровню мышления новочеркасцев. Конечно, можно смириться с существующим положением и жить как быдло в затхлой атмосфере. Но можно и ликвидировать эти недостатки несколькими путями. Либо заменить специалистов, занимающих номинально рабочие места, но не соответствующих занимаемой должности, поставив на их место специалистов с блеском в глазах и полетом мысли, либо привести ныне здравствующих чиновников в рабочее состояние, строго спросив с них за выполнение ими их должностных обязанностей и воздав им по «заслугам» их. Итак, что будем делать, господа?