Сегодня:

Суд да дело

«Говорят в народе, в ваших реках недавно ещё рыба водилась. Это такое вот скользкое существо и всё в чешуе, напоминающее собой космонавта в кольчуге».
Из хроники середины XXI века.

Введение

Жили-были два учёных. Один — всеми уважаемый и признанный, доктор биологических и кандидат медицинских наук. Другой — эколог-общественник, доктор технических наук.
Первый — и.о. директора научно-исследовательского института, серьёзный человек. Второй общественность к спасению экологии призывает, с властями и прокуратурой ругается.
И вот поссорились они между собой не на шутку. Тот, который эколог, обвинил первого в том, что он, вместо того чтобы защищать природу, её уничтожает. Директор в долгу не остался и послал письмо «куда надо» о том, что второй и неучёный вовсе, а так… Вроде как самозванец, клеветник и, может даже, сумасшедший.
Тот, который эколог, обиделся и в суд пошёл — с иском на первого — о защите чести и достоинства. Суд начался, идёт, а директор института на заседания не является. В чём дело, где мой обидчик, начал было возмущаться эколог. А ему и отвечают: посадили твоего обидчика куда надо, нехорошим человеком оказался всеми уважаемый до того человек…

Основная часть

С 1996 года в Ростовской области официально действует региональное экологическое движение «Зелёный Дон». Руководит им профессор, доктор наук Владимир Лагутов. Среди задач, которые ставит перед собой движение, — спасение биоразнообразия и рыбных ресурсов Азовского бассейна.
В первой половине XX века уловы рыб ценных пород (в том числе осетровых) в Азовском море достигали 300 тысяч тонн в год. А в наши времена суммарный улов всего живого не превышает нескольких тысяч тонн — за счёт преимущественно тюльки и хамсы, т.е. ранее чисто кормовой и малоценной рыбы.
Причин вымирания рыбы, по мнению Владимира Лагутова, несколько. Помимо выбросов вредных веществ в реки, это строительство плотин, которые рассекли миграционные пути рыб, а также хищническая деятельность рыбзаводов.
До строительства гидроузлов рыбьи стада из Азовского моря шли на нерест в реки Донского бассейна. Появление плотин, по расчётам, не должно было повредить этой миграции. Для этого на плотинах строились рыбопропускные шлюзы, а кое-где — обводные рыбоходные каналы.
А деятельность рыбных заводов должна была компенсироваться искусственным разведением рыбы. В общем, расчёты учёных были сделаны, все занялись своим делом. Кто плотины построил, кто рыбу ловить-разводить стал. Отчёты в Москву шли самые благостные. А рыбы становилось всё меньше.
Зазвучали голоса о том, что рыбопропускные шлюзы и рыбоходные каналы не выполняют своих функций. А рыба искусственного разведения не идёт на нерест в реки, а гибнет и не даёт потомства.
Среди тех, кто тогда возвысил свой голос по этой проблеме, был и старший научный сотрудник Владимир Лагутов. Ещё в 70-е годы он изобрёл рыбопропускной шлюз с регулятором переменной сквозности. По мнению изобретателя, новый шлюз должен был заменить неэффективные старые шлюзы и каналы. Попытки внедрить его Владимир Лагутов предпринимал с конца 70-х. Его проект не раз обсуждался на учёных заседаниях и получал положительные характеристики. Но внедрён так и не был.
Совет народных депутатов принял решение о неотложных мерах по оздоровлению природной среды. Казалось, дело начало сдвигаться с мёртвой точки. Но грянул октябрь 93-го, Советы были распущены, а вместе с ними кануло в Лету и то историческое решение.
Как считает сам Владимир Лагутов, оздоровление природной среды невыгодно тем, кто сегодня добывает рыбу либо причастен к разделу прибыли от её улова. Меры по спасению обязательно будут предусматривать мораторий на вылов рыбы — до восстановления её оптимальной численности. А это сегодня многим не нужно. В числе тех, кому это не нужно — люди с учёными званиями. Те, которые десятилетиями действовали заодно с «мафией рыбзаводов» и которые писали в Москву, что «с рыбой всё в порядке»…

Заключение

На этой почве и произошёл конфликт эколога Владимира Лагутова с временно исполняющим обязанности директора Азовского научно-исследовательского института рыбного хозяйства (АзНИИРХ) Сергеем Гвозденко. В качестве противодействия экологической деятельности Владимира Лагутова и.о. директора написал письмо начальнику областного управления рыбного, лесного и охотничьего хозяйства. В этом послании и.о. директора заявил, что кандидат тех. наук с ФИО «Лагутов В.В.» нигде не значится, что Лагутов «превратил клевету в основной источник дохода», и выразил подозрение, что все высказывания смутьяна — «бред сумасшедшего».
На суд Владимир Лагутов пришёл с дипломом доктора наук, выписками учёных собраний, одобрявших проект его шлюза, и справкой из психбольницы: о том, что никаких душевных расстройств у него нет.
Правда, ответчик — Сергей Гвозденко — принять полноценное участие в судебном заседании так и не смог. Как оказалось, доктор биологических и кандидат медицинских наук приговорён к полугоду колонии-поселения за «причинение имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием». Попросту говоря — и.о. директора создал частную фирму, которая занималась экспертизой ядохимикатов, ввозимых из-за рубежа. Исследованием занималась частная фирма, а в Москву шли заключения с печатями АзНИИРХ. Говорят, именно в те времена в водах Азово-Черноморского бассейна и стали находить опасные пестициды.
Ленинский районный суд Ростова-на-Дону 25 апреля 2006 года формально встал на сторону истца Владимира Лагутова, признав нарушение его прав. Но моральный ущерб постановил взыскать не с бывшего и.о. директора, а с АзНИИРХ: две тысячи рублей.
Истец остался недоволен: во-первых, наказан не виновник, а учреждение, и так пострадавшее от деятельности своего горе-руководителя. Во-вторых, Владимир Лагутов принёс на суд справку от психиатра о своём психическом здоровье, а вот аналогичной справки на своего оппонента так и не увидел…

От «ЧЛ». Владимир Лагутов — наш, новочеркасский, человек. Трудившийся когда-то в НИМИ. Кстати, в дополнение ко всем вышеназванным титулам, член Союза журналистов РФ. Возбудитель спокойствия всякой мутной водички…