Сегодня:

В пять лет Витя умел читать, писать, считать, и, при этом, стремился как можно скорее стать школьником. Поднимался ни свет ни заря, собирал портфель, шел в школу. Занимал место за партой в классе и с большой неохотой покидал его, уступая настойчивым требованиям учителя. В пятидесятых годах в школу принимали только с восьми, а тут — пятилетний мальчик! Но своего Витя всё же добился, став в шесть лет полноправным учеником.
Виктору Волосухину очень повезло с родителями. Отец был прирождённым педа-гогом, на обычных канцелярских счётах он демонстрировал пятилетнему сыну правила тригонометрии, объяснял секреты устного счёта, оперируя пятизначными числами. Тётя преподавала математику, была заслуженным учителем СССР. Может быть, всё это и помогло Виктору Алексеевичу Волосухину добиться очень многого в жизни. Сегодня он профессор, доктор технических наук, действительный член академии проблем водохозяйственных наук РФ и Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный деятель науки РФ, проректор по научной работе Новочеркасской государственной мелиоративной академии.
Всё, что было заложено в раннем детстве, дало свои благодатные всходы. Виктору нравилось учиться, нравилось познавать что-то новое. Профессор, доктор наук, академик и сегодня не теряет вкуса к познанию. Недавно, вдруг, обратил внимание на то, как в Ветхом Завете детально описана методика строительства скинии, древнего храма. Два года проверял расчёты, изучал специально присланные для него образцы дерева, именно тех пород, что указывались в Ветхом Завете.
— Вы знаете, всё совпало! — говорит Виктор Алексеевич, — всё сошлось: по размерам, по материалам, по всем показателем. Скинию можно строить хоть сейчас. Но как тогда могли знать все инженерные расчеты?
— Как всё же получилось, что вы стали мелиоратором, а не математиком, к примеру?
— Я окончил школу в 1968 году, в то время, когда мелиорация была на подъёме. В школе увлекался математикой, химией. Кстати, что касается химии, то мне интересна была именно вода как вещество, и полимеры. Я считал, что за полимерами — будущее, и не ошибся. Живя на юге, в Ставропольском крае, я видел, с каким уважением там относятся к воде, как там берегут её. Тогда во всех газетах постоянно поднимались проблемы рационального водопотребления, обеспечения населения качественной водой. Мне довелось побывать в разных местах, и я видел, как люди страдали от недостатка влаги. Государственное отношение к проблеме водопользования убедило меня в необходимости двигаться именно в этом направлении.
По мнению Виктора Алексеевича, в истории современной мелиорации есть два периода: двадцать лет до «перестройки» — середины восьмидесятых, и двадцать лет после неё. Первые два десятилетия были очень благодатными. Разрабатывались новые проекты гидротехнических сооружений, строились плотины, прокладывались оросительные каналы. Второй период, к сожалению, стал временем, когда «камни разбрасывались», оросительные системы приходили в плачевное состояние, да и сама тема рационального водопользования и обводнения засушливых земель потеряла былую актуальность.
— Сейчас у нас даже нет министерства водного хозяйства! — сокрушается В.А. Волосухин, — водные ресурсы страны сейчас, по сути, не имеют хозяина, ну как же так можно? Ни в одной стране нет такого подхода. Организация Объединённых Наций обозначила 21 век как век водных проблем. В разных уголках Земли уже начались вооружённые конфликты из-за водных ресурсов. Посмотрите, какая плотность населения в Европе (1000 человек на квадратный километр), и какая у нас (50 на километр), но с водой в европейских странах обращаются по-хозяйски. Есть и ещё один аспект водопотребления, прямо противоположный. Вода таит в себе немалую опасность. Вспомните наводнения на Кубани. А гидротехнические сооружения стареют неумолимо. Прорвёт плотину Краснодарского водохранилища — за полчаса погибнут 300 тысяч человек. За последние 20 лет не построено ни одного гидротехнического сооружения. А ведь многие из них отработали по 50, 70, 100 лет!
Виктора Алексеевича крайне беспокоит современный подход на государственном уровне и взгляды на проблемы водопользования и водопотребления. Он вспомнил, что сделавший оригинальную планировку города Франц Деволан был в Российской Империи фактически министром водного хозяйства, и его проект канала от Дона к Аксаю совсем не утопия, а вполне технически продуманное, грамотное инженерное решение. Лишь война 1812 года помешала воплощению этого замысла. С 1880 года в наших краях была опытная оросительная система, которая давала прибавку урожая не на проценты, а в разы! Казаки просили, чтобы именно сюда перевели из-под Варшавы Ново-Александрийский институт сельского хозяйства и лесоводства. В Новочеркасске впервые в России стали выпускать инженеров мелиораторов, инженеров водного хозяйства. Именно в Новочеркасске до революции была и станция испытания материалов, которая содержалась за счёт средств Области Войска Донского. Туда любой горожанин мог принести кирпич или другой строительный материал для исследования и испытания на прочность. Сегодня в распоряжении учёных мелиоративной академии есть аппаратура, которая позволяет, не разрушая то или иное сооружение, оценить его износ. Есть даже комплекс (прежде он использовался в космической отрасли), который «видит» состояние подземных коммуникаций. Вот только эта чудо-техника не очень востребована…
Виктор Алексеевич автор 519 опубликованных работ, в том числе 35 монографий и учебных пособий, 28 нормативно — методических документов, утвержденных министерствами различных уровней, 34 патентов и авторских свидетельств, из них 6 изобретений, внедренных в водохозяйственное строительство с высоким экономическим эффектом.
Я слушал моего собеседника, который с легкостью переходил от земных проблем к космическим, от современности к истории, поражался объемам написанных им книг и учебных пособий, и думал, когда же он это всё успел? Когда успел осмыслить массу научных проблем, подготовить шесть докторов и три десятка кандидатов наук, принять участие в проектировании несметного числа гидротехнических сооружений разной степени сложности… Этот список можно продолжать очень долго.
Сегодня Виктор Алексеевич Волосухин в самом расцвете творческих сил, он полон энергии, полон замыслов, полон планов. 2 февраля ему исполнилось 55 лет, и для такого человека это апогей его творческой орбиты.
— Виктор Алексеевич, а вы верите в астрологию?
— Верю, — признался мой собеседник.
— Может быть, вы потому всю жизнь посвятили водным ресурсам, что родились под созвездием Водолея?
— Вполне возможно, — не стал спорить профессор.