Сегодня:

ЛЮБОпытно

Круг — не Круг, сход — не сход… Реестровые казаки… Нет! Граждане, относящиеся себя к потомкам, равно как и граждане, не относящие себя к потомкам донских (кубанских, терских и прочих) казаков, но тоже числящиеся (согласно поданному заявлению) казаками реестрового Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», в субботнее утро 8 июля проводили некое мероприятие на майдане станицы Старочеркасской.
Мероприятие это было нестроевого характера, поэтому иные члены реестрового общества свободно покидали строй своего округа (юрта, станицы), и праздно бродили по центру древней столицы Дона, отведывая жарившихся там шашлыков и запивая их разливаемым тут же пивом. Словом, люди решили провести этот день на свежем воздухе, а где именно — в строю на майдане, на шелковистой траве лужайки или за столиком шашлычной — это уж было их личным делом.
При взгляде же на майдан, запруженный разношерстной толпой, в которой все же преобладали белые «милицейские» безрукавки, невольно приходили на ум строки «радяньского писмэнника» Павла Тычины: «На майдане, биля цэрквы, рэволюция идэ!». Правда, гомона толпы не было, но отдельные выкрики из среды «козацтва» все же вырывались. «Любо!», «Не любо!», «Пороть его!» и прочие традиционные фразы ласкали слух природных казаков и пополняли лексикон освоивших на подготовительных факультетах азы русского языка представителей негроидной и монголоидной рас из числа студентов ростовских вузов, приехавших в этот день в станицу Старочеркасскую на экскурсию, но так и не сумевших в этот раз попасть в возвышавшийся над майданом храм-музей.
Дело в том, что, помимо основного мероприятия, члены реестрового Войскового казачьего общества провели еще и сопутствующую ему акцию. А именно: находящийся в пользовании Старочеркасского музея-заповедника памятник архитектуры федерального значения — Воскресенский войсковой собор — был захвачен членами названного общества и закрыт на замок, несмотря на то, что внутри этого объекта оставались музейные смотрители. Такие экстравагантные выходки граждан, относящих и не относящих себя к потомкам донских казаков, не были редкостью в приснопамятные 90-е годы минувшего века, когда бурлящая масса потомков и не только, еще не называла себя «госслужащими», так как до выхода Закона о государственной и иной службе российского казачества было еще далеко. Но теперь-то, когда такой Закон вышел, а служить по-прежнему негде и некому, как расценивать подобные действия, совершенные людьми, называющими себя «государственниками»?
Причина силового захвата собора заключалась якобы в том, что обещанная властями передача собора православной церкви неоправданно затянулась. Но ведь атаман ВКО «ВВД» В.П. Водолацкий, будучи заместителем главы администрации Ростовской области, сам является отнюдь не последним представителем администрации области! Так почему бы ему и соответствующим должностным лицам области и федерации не заняться поисками путей решения возникшей проблемы? Вместо того, чтобы запирать женщин в «холодную». А для начала не помешало бы заняться выяснением мнения станичников: отыщется ли среди них количество верующих, необходимое для внесения пожертвований, достаточных для содержания соборного храма? Казаки будут приезжать в станицу в большом количестве лишь 1-2 раза в год, а кто будет нести бремя расходов по содержанию огромного сооружения все остальное время? По силам ли будет это горстке прихожан, отнюдь не теснящихся сейчас даже в небольшой церквушке старочеркасского мужского монастыря?
Сейчас хоть с каждого посетителя собора-музея девушки-билетеры взимают по 15 рублей. Однако главный идеолог «граждан, относящих себя к потомкам», заявил, что это неправильно. Тем более, что девушки эти пребывают в храме божьем в одеяниях, не прикрывающих их пупки. Не устраивает идеолога от реестрового казачества и то, что экскурсанты, ковыряясь в носу, шаркают по полу собора шлепанцами, надетыми на босу ногу.
Впрочем, автор этих строк является человеком хоть и неверующим, но все же строгих правил: в свое время не допустил на кадетский летний бал в Крытом дворе НПИ молодую пару лишь потому, что девушка была в шортах. Поэтому у меня имеются встречные претензии к руководству реестрового казачества: почему ваши люди ходят с оголенными руками не только по улицам, но и пребывают в таком виде в храмах? Ведь белых безрукавок нет даже в российской армии, не говоря уж о казачьей форменной одежде, установленной Указом Президента РФ № 447 от 24 апреля 1998 года! Не было таковых и у казачьего конвоя российской императорской миссии в Абиссинии, хотя страна эта находилась в тропической зоне Африканского континента. Вот так-то!
Самоуверенным было заявление руководителя общественного объединения ВКО «ВВД» В.П. Водолацкого о том, что после выхода Закона РФ о государственной и иной службе казачества все иные прочие казачьи объединения утрачивают свою легитимность. Ну что ж: на Дону автор заявления, возможно, и предпримет попытку оспорить существование параллельных структур. Хотя некоторые из них были созданы задолго до того, как администрация Ростовской области додумалась в противовес некогда дружившим Ратиеву и Козицыну завести свое карманное, но названное Всевеликим, реестровое войско. Но что можно предпринять против объединений, имеющих статус международных, прошедших регистрацию не на областном, а на федеральном уровне?
А с федеральным центром, по всему видно, у возглавляемого В.П. Водолацким ВКО «ВВД» отношения стали натянутыми. Иначе зачем тогда советник Президента по вопросам казачества, генерал-полковник Г.Н. Трошев рассылает по казачьим округам письма, в которых он оспаривает легитимность нахождения у власти не атаманов параллельных структур, а … атамана ВКО «ВВД» В.П. Водолацкого. Якобы потому, что на пост атамана он избирался на 3 года, а срок этот уже прошел.
Однако окружение реестрового атамана утверждает, что В.П. Водолацкий был избран на пятилетний срок. И реестровые казаки решили, что доносчику полагается даже не «первый кнут», а пять плетей, которые ему необходимо было бы всыпать прилюдно. Затем митингующие казаки плавно перекинулись уже на казачьих генералов. Но не своих, а параллельных структур.
Очевидец рассказал, что он наблюдал, как из подъехавших к месту проведения казачьего мероприятия автомобилей выходили «человек двадцать, и все поголовно — генералы». «А вот у нас, — заключил свое повествование рассказчик, — генерал лишь один — Виктор Петрович Водолацкий». Подумалось: «Один — это сейчас. А было время, когда их было два — Водолацкий и Миронов. Но два генерала в одном войске ужиться не смогли. Вот и остался в ВКО «ВВД» лишь один генерал.
Думается, однако, что и в войске Водолацкого генерал должен быть не в единственном числе. В любом войске имеется штаб, а должность начальника штаба — генеральская. Генералами должны быть и другие заместители атамана. Тем более, что В.П. Водолацкий менее года тому назад из рук освобожденного им из-под стражи атамана СКВРиЗ Ратиева получил вожделенный пост атамана Союза казачьих войск России и зарубежья. А в зарубежье (преимущественно — ближнем) даже «маршалы козацтва» имеются! Поэтому негоже нашему всесветному казачьему атаману иметь на погонах звезд меньше, чем у его коллег из не очень дальнего зарубежья. Так что чин «казачий генералиссимус» для этого был бы в самый раз! Вот только кто присвоит такой чин? Воли одного лишь российского президента для этого будет, пожалуй, недостаточно… А вот саммиту «большой восьмерки» такая задача будет уже по силам.
Но мы несколько ушли от темы схода (круга, митинга) реестровых казаков. А между тем основным вопросом их мероприятия стал вопрос межнациональных отношений. Суть всех прозвучавших на майдане выступлений можно передать всего одной фразой: «Наших бьют!». «А кто бьет-то?» — задастся вопросом думающий читатель. Оказывается, бьют наших нацмены, то есть национальные меньшинства. Бьют и никакого ответа за это не держат. А если и несут ответственность, то как за хулиганство, а не как за разжигание межнациональной розни. Потому, что у них «все схвачено, за все заплачено». Вот в Сальске, например, 25 июня дагестанцы, которых там лишь официально зарегистрировано уже 680, четырех местных ребят отправили на больничные койки, а одного застрелили. Между прочим, из официально зарегистрированного карабина «Сайга». «Идет интенсивное заселение наших земель кавказцами, — с горечью говорил атаман Сальского округа Николай Мешков, — нас скоро будет здесь меньше, чем их на нашей земле. Мы скоро будем небольшой этнической группой среди них… Они же развязывают на Дону самую настоящую войну, в которой опробывают свои ваххабитские выходки».
После атамана Мешкова выступали еще многие. Среди них был и Михаил Михайлович Шолохов — самый первый из войсковых атаманов нового времени, ставший недавно полномочным представителем Общественной палаты РФ. Он обещал, в меру своих возможностей, помочь в решении новоявленных проблем казаков Дона. Но как можно помочь тем представителям некогда гордого и свободолюбивого народа, которые за подачку в виде посула чинов и должностей на государственной якобы службе готовы поступиться принципами? Вплоть до того, что согласны уже называться и не казаками вовсе, а «гражданами», относящими себя лишь к их потомкам оных.
Был зачитан атаманский приказ: Сальский и Восточный округа ВКО «ВВД» объявлялись находящимися «в походе». Казаки прекрасно знают, что это означает. Впрочем, они и на майдане находились в состоянии «похода»: постоянно перемещались по площади, отлучались к шашлычным и возвращались вновь. Исполнявший обязанности есаульца новочеркасец Юрий Дьяков периодически восклицал: «Атаманы округов! Что за брожение в ваших задних рядах?». Но результат был все тот же: войско-то, хоть и реестровое, но все же иррегулярное! Таковым оно будет и впредь. Даже «в походе».