Сегодня:

2 и 3 июня в Северо-Кавказской академии государственной службы проходил семинар «Административная работа в российских регионах».

“Люди заслуживают лучшего государства, чем то, которое у них есть!”

С такого эмоционального, но справедливого заявления Андрея Шарова, директора департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России началась работа семинара. С выходом 29 мая 2006 года Постановления Правительства РФ № 336 стартовал новый этап административной реформы. Государство, озабоченное низким качеством государственного управления и повсеместным ростом административных барьеров, решило начать борьбу за внедрение нового стандарта государственных услуг. Граждане страны не должны годами ходить по инстанциям и подвергаться вымогательству со стороны нечистых на руку чиновников. Европейский стандарт предоставления государственных услуг известен: не более 15 дней на оформление для граждан любого документа и не более 15 минут ожидания приема. Разумеется, добиться этого от громоздкого и крайне медлительного бюрократического аппарата нашей страны будет нелегко. Тем не менее, как говорится, “процесс пошел”. Взаимоотношения гражданина и чиновника должны измениться. Государственные услуги должны оказываться быстро и с улыбкой, для чего следует увязать зарплату чиновников с качеством оказываемых услуг. В принципе, здесь нет ничего нового. По тем же критериям давно работает любой современный бизнес. Какую планку ставить – каждый регион решает для себя сам. Правительство РФ намерено добиваться включения нашей страны в первую тридцатку по качеству государственного управления (сейчас нас ставят на 50-60-е место).
Для начала, решено применить политику “пряника”, оставив “кнут” на потом. Объявлен конкурс среди регионов и федеральных ведомств на лучшие проекты и программы по совершенствованию оказания государственных услуг населению. На эти цели в 2006 году выделяется 470 миллионов рублей. На осуществление конкретных программ, признанных победителями, сразу будет перечислено 60 % от выделенной суммы, остальные 40 % будут выделены (или не выделены) по итогам внедрения.
Помощник полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Карен Оганян отметил, что территориальные госорганы на местах слабо контролируются федеральным центром, их функции перепутаны и зачастую дублируются с региональными органами, а потому административная реформа в регионах буксует. Он предложил максимально делегировать полномочия в регионы, повысив при этом степень их ответственности. Не секрет, что в некоторых регионах администрации работают очень активно, а в других – не делают вообще ничего. Значит, требуется дифференцировать права отдельных регионов в зависимости от достигнутых ими показателей: кто лучше работает, у того и больше прав.

Шахтинский опыт в масштабах всей страны

Особое внимание всех участников семинара, приехавших из столицы и десятков регионов, привлек доклад мэра города Шахты Сергея Пономаренко. Пока во всех эшелонах власти только говорили о проведении административной реформы и внедрении стандартов государственных услуг, администрация г. Шахты сумела организовать и внедрить реально работающую систему, названную “зеленым коридором”.
Вот простейший пример: чтобы гражданину в любом муниципальном образовании Ростовской области получить отвод земельного участка, требуется от 6 месяцев до 2 лет. При этом заявитель должен 23 раза контактировать с чиновником за закрытыми дверями служебного кабинета. Идеальные условия для коррупции! Граждане, осатаневшие от бессмысленного ожидания, готовы заплатить чиновнику взятку, чтобы ускорить процесс. Взятки чиновники, разумеется, берут, но особого ускорения все равно не получается. Вот С. Пономаренко и задумался, как сократить ожидание и оптимизировать процесс получения всех документов? Для начала именно в вопросе отвода земельных участков. Было решено применить систему менеджмента качества, успешно работающую на предприятиях. Проанализировав все обращения граждан, пришли к выводу, что основных препятствий два: ограниченное время приема граждан чиновниками, порождающее все очереди, и территориально-организационная разобщенность ведомств, участвующих в процессе. Также имели место недостаток контроля за прохождением документов и отсутствие установленного срока их рассмотрения. Никто из чиновников никогда даже не задумывался, а можно ли сделать всю работу быстрее? Оказалось, что можно.
Путем фотографирования рабочего дня была определена производительность труда чиновников. Упростили схему прохождения документов. Организовали “сектор обработки документов”, где в одном месте собраны представители всех структур (система одного окна). Теперь никто из заявителей не должен бегать со своими документами по всему городу. Сектор принимает граждан ежедневно в течение всего рабочего дня. Введены крайне жесткие сроки рассмотрения заявлений граждан: 39 дней. В случае любой задержки папка с неподписанными документами сразу попадает на стол к мэру с приложением объяснительной по поводу причин задержки. Сама процедура подписи также видоизменилась. Руководитель в определенное время лично посещает сектор и согласовывает сразу все подготовленные документы. Куплена пассажирская “Газель”, на которой представители трех организаций: БТИ, архитектуры и земельного комитета выезжают на место осматривать земельный участок. Время выезда определяет сам заявитель.
Разумеется, при введении новой системы были значительные организационные трудности. Некоторые из них удалось решить только с помощью губернатора Ростовской области. Возникли и психологические проблемы, когда чиновников из отдельных кабинетов вытащили в общее помещение. Пришлось заказать обследование психологической совместимости и всех рассадить по-другому. Но больше всего мешали сложившиеся стереотипы мышления. Кое с кем, кто так и не принял нововведений, пришлось расстаться. Зато в результате получилась эффективно работающая система. Срок отвода участка сократился до 39 рабочих дней. Количество контактов заявителя с чиновником уменьшилось с 23 до 3-х. При этом разговор ведется не в кабинете, а в окошке, на глазах у всех. Почвы для злоупотреблений не стало. Как не стало и очередей в администрацию. Значительное ускорение оформления земельных участков способствует и повышению собираемости налогов. А поскольку именно земельный налог сейчас является главным источником доходов любого муниципального образования, затраченные средства быстро себя окупают.
В дальнейших планах мэра распространить “зеленый коридор” на все административные процессы в городе Шахты, независимо от их подчинения. Планируется установка систем видеонаблюдения в кабинетах чиновников. Готовятся обязательные “правила поведения муниципального служащего”. Бывший предприниматель С. Пономаренко считает, что “муниципальная власть должна на равных конкурировать с бизнесом!” Поэтому город Шахты стал единственным в России муниципальным образованием, сертифицированным по международным стандартам менеджмента качества ISO-9001-2000.
row['name']