Сегодня:

О втором Всемирном конгрессе казаков, прошедшем в Новочеркасске 10 сентября, можно писать подробно – получится длинно и расплывчато. А можно написать тезисно – тогда за рамками отчетной публикации останутся наиболее интересные выступления. Ведь именно выступления, пронизанные болью за судьбу не только казачества, но и других народов России, были сутью прошедших в нашем городе сначала внеочередного Большого Круга СКВРиЗ, а затем и II Всемирного конгресса казаков.

Хотя при открытии конгресса и было заявлено, что на него прибыли представители 32-х стран ближнего и дальнего зарубежья, но всемирным конгресс был назван с явной натяжкой. Ведь многие его делегаты представляли вовсе не казачьи организации, а лишь свое окружение, а то и себя лично. Им хотелось не только людей посмотреть, но и себя показать. Но так как рассказать им было практически не о чем, то с трибуны пелись песни, декламировались стихи и читались молитвы.
Как всегда бывает на подобных мероприятиях, львиную долю времени заняли на конгрессе приветствия и поздравления. В числе первых было оглашено обращение к казакам Марии Владимировны, урожденной княжны Романовой, которое зачитал начальник ее канцелярии А.Н. Закатов. Несмотря на то, что она фактически является всего лишь двоюродной внучатой племянницей последнего российского императора, обращение начиналось так же, как в свое время начинались все подписанные самодержцем Всероссийским документы: «Божией милостью, Мы…» В своем обращении Мария Владимировна, в частности, напомнила, что именно казаки после окончания смутного времени в 1613 году настояли на выборе нового царя «не по польскому образцу». Она также призвала казаков дать всем пример единения.
Для чего необходимо такое единение, очень точно сказал в своем выступлении первый донской атаман нашего времени М.М. Шолохов: «Единство нужно нам для помощи стране в это мерзопакостное время». И еще он сказал, что воспитанием подрастающего поколения у казаков должны быть учителя, которые «должны сначала учить себя». Ибо «возрождение казачества – это прежде всего возрождение казака, любви к Дону».
На конгрессе выступил всего один представитель казачества республики Беларусь (там единство казаков полное и «батька» у них один – президент Лукашенко) и пять (!) представителей казачества Украины, где хоть и имеется гетман Украины – президент Ющенко, но наряду с ним действуют еще несколько гетманов и атаманов. Одним из них был уже знакомый мне Дмитро Сагайдак, который в своем выступлении сообщил, что он недавно был в Приднестровье. «Там рассчитывают, что вы им поможете, — с горечью говорил он донцам и их атаману. – Но вас на их празднике не было».
Что ж, минули те времена, когда отважные сыны Дона, сломя голову, бросались во все горячие точки на помощь отстаивающим свой суверенитет народам, будь то Абхазия или Приднестровье. Теперь же реальные силы, которыми располагает реестровое казачество Дона – это немногочисленные муниципальные дружины, способные лишь патрулировать улицы донских городов и станиц в качестве придатка к патрулям милиции и внутренних войск.
Зато активизируются казаки, оставшиеся за пределами России и живущие теперь в ближнем зарубежье. На конгрессе присутствовали, например, казачьи атаманы из Грузии и Армении с явно не славянской внешностью. Представитель живущих в Армении казаков жаловался, что атаман из Азербайджана – Виктор Мелешкин – призывал своих казаков идти походом на христиан (т.е., надо понимать, на армян).
Объявили, что с Марией Владимировной желают встретиться донские кадеты. Перед тем, как гостья покинула зал, генерал Трошев вручил ей памятный подарок – керамическую братину. После чего он доложил присутствующим о том, что было сделано за время между двумя конгрессами.
Оказалось, что из 13 принятых на I конгрессе решений выполнены 11 (два решения не были выполнены «по техническим причинам»). В качества достижения было названо рассмотрение Закона о государственной службе казачества в первом чтении. Но из собравшихся в зале вряд ли хоть пятая часть была пригодна для несения таковой. Невольно возникал вопрос: кто же будет направляться на госслужбу? Ответ не замедлил себя ждать: генерал Трошев сообщил, что сейчас реестровые общества пополняются за счет общественных. Так вот, значит, какие кадры рекрутируют реестровые структуры! Оно и понятно: со своими кадрами – не больно-то густо… Интересно было узнать, что реестровые структуры и в других местах, а не только на некогда вольном Дону, возглавляются чиновниками: якутский казачий полк возглавляет министр МЧС Якутии, а место умершего атамана Сибирского ВКО занял заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа.
Держал речь перед станичниками и первый реестровый атаман донцов – В.Ф. Хижняков, который сейчас пребывает на посту помощника полпреда в Центральном ФО и на Дон возвращаться не торопится. По его мнению, национальная идея русских людей сейчас заключается в одном – выжить. Ведь число их постоянно уменьшается, и в первую очередь – на Кавказе. А вот казачья идеология, по мнению второго реестрового атамана донцов – В.П. Водолацкого – это православие. Это как же: ударили по одной щеке – подставь другую? Упаднические какие-то идеи и идеологии навязываются реестровому казачеству их атаманами, будто бы казак наших дней – это вовсе и не вооруженный последними достижениями науки и техники человек XXI века, а какой-то представитель средневекового мракобесия.
Выступление кубанского атамана В.П.Громова также не отличалось оптимизмом. Он сообщил общеизвестные истины: что русское население в России через 3 десятилетия будет составлять меньшинство; что казачество будет, если будет казачья семья; что якобы казачьи песни Надежды Бабкиной – это типичное шоу, с казачьей культурой ничего общего не имеющее. Никто с этим и не спорит: все именно так и будет обстоять, пока реестровые структуры будут рекрутировать в свои ряды не представителей казачьих семей, а кого ни попадя – лишь бы достиг 18-летнего возраста и изъявлял на то желание; а главным казачьим бардом у таких структур и впредь будет оставаться А. Розенбаум с его «есаулом молоденьким».
О попирании прав не только казачьего, но и всего русскоязычного населения Северного Кавказа, говорил в своем выступлении представитель Ставропольского отдела Терского казачьего войска Масалов. Он заявил: государственная политика сейчас такая, что казакам нет места в Северо-Кавказском регионе. Там формируются альтернативные казачьи общества – из мусульман. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись! Что же в этом удивительного, если в реестровых казачьих обществах имеется лишь возрастное ограничение, но нет ограничений ни по национальной принадлежности, ни по вероисповеданию. Да и Конституцией РФ каждому гарантируется свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. И когда священнослужители заявляют, что казак должен быть непременно верующим, они тем самым попирают одну из свобод казаков как граждан Российской Федерации.
Когда подошло время принятия решений конгресса, вниманию его участников был представлен их проект, состоявший из семи пунктов. Из зала поступило еще несколько предложений, некоторые из которых были приняты. Помимо общих вопросов, были и вполне конкретные, как то: ускорить решение вопроса о перенесении из Франции в Новочеркасск праха атамана А.П. Багаевского (согласно завещанию); начать работу по созданию Пантеона казачьей славы в Старочеркасске; на базе казачьих структур создать структуру политическую. Были и вопросы, непосредственно касающееся нашего города: о выделении средств на завершение ремонта Вознесенского собора и о придании Новочеркасску не только общественного, но и юридического статуса общеказачьего центра на государственном уровне.
Забегая вперед, сообщу мнение о работе конгрессов казаков давнего моего знакомого из очень дальнего зарубежья, который приезжает в наш город с 1992 года: «Слов много, а реальных дел маловато». Что ж, время покажет, насколько он прав: проведение следующего конгресса было приурочено к 255-летию М.И. Платова в 2008 году.
А потом были награждения. Сначала заместитель начальника Академии общественной безопасности генерал-майор Шарапов В.Е. награждал отчеканенными академией орденами: Александра Невского, Петра Великого, Михаила Ломоносова и даже Юрия Андропова. (Наконец-то я выяснил происхождение этих наград (по крайней мере, для себя лично), однако статут их пока мне не известен.) Затем награждения орденами и медалями ВКО «ВВД» производил атаман ВВД, казачий генерал Водолацкий В.П. Среди этих наград была и медаль «200 лет Новочеркасску», которую вручали атаманам весьма отдаленных от нашего города войск, включая Уссурийское. А что тут удивительного? Добраться оттуда до нашего города – уже подвиг. И хотя все эти награды были негосударственными, по всему было видно, что их свежеиспеченным кавалерам они доставляют радостные минуты. Что ж делать, если государство, объявив о создании реестровых структур, вошедших в них казаков жаловать своими наградами явно не торопится.