Сегодня:

Судебная тяжба супругов Пархачевых (г. Архангельск) тянется с 1997 года, когда их квартира пострадала от взрыва газа. Сначала районный суд решил, что в трагедии виноваты не только жильцы, чья квартира была отключена от газоснабжения за неуплату (взрыв произошел в результате их самовольного подключения к газопроводу), но и работники горгаза, отключавшие газ в квартирах неплательщиков и грубейшим образом нарушавшие безопасную конструкцию газоснабжения. По решению суда «Архангельскоблгаз» выплатил Пархачевым (пострадавшим от взрыва больше остальных жильцов дома) 55,5 тыс. руб. компенсации материального и морального вреда. Однако спустя полтора года президиум областного суда удовлетворил протест своего председателя, удовлетворившего, в свою очередь, жалобу генерального директора «Архангельскоблгаза» депутата городского Совета Вадима Лохова, и решение о выплате компенсаций было отменено.
Рассматривая дело повторно, районный суд вынес определение о повороте исполнения решения: Пархачевы должны полученную ими сумму «Архангельскоблгазу» вернуть. На этот раз суд посчитал, что газовики во взрыве не виноваты: они, мол, имеют полное право «отключать неплательщиков» от газоснабжения. (Хотя после этого взрыва облгаз уже не рискует бороться за платежи таким способом).
Суммы в 55 тысяч рублей Пархачевы, естественно, не нашли: их квартира была полностью разрушена, все имущество сгорело, пришлось обживаться на новом месте с нуля, покупать все — от телевизора до цветных карандашей детям. Но и при наличии средств, они не стали бы их возвращать, будучи уверенными в вине «Архангельскоблгаза»: прекращение подачи газа за неоплату использованных топливно-энергетических ресурсов законом не предусмотрено. Кроме того, обязанность возмещения вреда может быть возложена на владельца источника повышеной опасности! Потерпевшие собирались бороться за справедливость вплоть до Европейского суда по правам человека.
Однако дело не дошло и до Верховного суда РФ — разобраться в ситуации помогли юристы аппарата Уполномоченного по правам человека в Архангельской области и сам Уполномоченный — Надежда Ахраменко. Целую неделю изо дня в день она добивалась встречи с депутатом Лоховым, чтобы убедить его отозвать из суда требование о возврате компенсации. Ей неизменно отвечали: занят, на совещании, уехал в мэрию. В конце концов, секретарю директора облгаза дали понять, что возможные последствия не лучшим образом могут отразиться на депутатском имидже. Генеральный директор облгаза немедленно прибыл в офис Уполномоченного по правам человека.
В итоге, районный суд утвердил мировое соглашение между ОАО «Архангельскоблгаз» и Пархачевыми, в соответствии с которым ведомство отказалось от взыскания с пострадавших от взрыва газа людей суммы компенсации материального и морального ущерба. ОАО приняло на себя и расходы по исполнительскому сбору.