Сегодня:

Вопрос: Кто выносит постановление о проведении проверок организаций и ПБОЮЛ? Всегда ли работники ОВД должны предъявлять постановление на проведение проверки?
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), мероприятия по контролю проводятся на основании приказов (распоряжений) органов государственного контроля (надзора). В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются: фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю; цели, задачи, предмет и правовые основания мероприятий по контролю, включая нормативные акты, требования которых подлежат проверке.
Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.
Наличие регистрационного или исходящего номера на распоряжении (приказе) о проведении проверки законом не предусмотрено.
В силу ст. 18 Закона о милиции, независимо от наличия постановления о проведении мероприятий по контролю, сотрудник милиции обязан в случае обращения к нему граждан с заявлениями о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения сотрудником милиции таких событий принять меры к пресечению правонарушения, задержанию лица по подозрению в его совершении, охране места происшествия и сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции.
Также в силу ст. 28-1 КоАП РФ, должностное лицо органа внутренних дел, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, вправе и обязано составить протокол об административном правонарушении при:
1) непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) при поступлении из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) при получении сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из вышеуказанных поводов, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
При этом в административном производстве анонимные жалобы не рассматриваются, а в уголовном — направляются для оперативного использования.
Вопрос: Какова периодичность проверок?
В силу ч.4 ст. 7 указанного Федерального закона, в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
В силу ч.5 ст. 7 в случае выявления нарушений плановой проверкой, а также в случаях получения информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, либо окружающей среде, а также по информации о конкретных правонарушениях могут проводиться внеплановые мероприятия по контролю.
В силу ст. 7 Федерального закона проверку вправе проводить только те должностные лица, которые указаны в приказе (распоряжении) о проведении проверки.
В силу ст. 8 Федерального закона при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе: проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица; осуществлять проверки в отсутствие представителя проверяемого юридического лица или предпринимателя; требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю н не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки; изымать образцы (пробы) продукции без оформления акта в установленном форме и в количестве, большем, чем требуется для проверки; распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
Вопрос: Как оформляется результат плановой проверки?
В соответствии со ст. 9 Федерального закона по результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. В акте указываются:
— дата, время и место составления акта;
— наименование органа государственного контроля (надзора);
— мероприятие по контролю и наименование проверяемого юридического лица, или фамилия, имя, отчество предпринимателя;
— фамилия, имя, отчество и должность представителя юридического лица или предпринимателя ;
— дата, время и место проведения мероприятия по контролю;
— сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
— сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;
— их подписи или отказ от подписи;
— подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.
К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).
В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.
Вопрос: Является ли акт проверки основанием для наложения административного взыскания?
Нет. Основанием для возбуждения производства об административном правонарушении является протокол об административном правонарушении, либо постановление (определение) о возбуждения административного расследования.
(Продолжение в следующем номере)