Сегодня:

«Сутяжный синдром» — такой диагноз при советской власти ставился тем, кто слишком упорно отстаивал свои права. Сегодня, оказывается, попытки отстоять свои права снова чреваты направлением в «Психушку».
Инженер-строитель Владимир Царев из Ярославля уже шесть лет судится с ярославской мэрией по поводу необоснованно высоких тарифов на коммунальные услуги. Через некоторое время после того, как он обнародовал свои расчеты, городская мэрия в три раза снизила оплату за техническое обслуживание жилья. Не дождавшись ответа по одному из своих исков от российских властей, Царев обратился в Страсбургский суд. Там он получил ответ, что его заявление принято, и дело будет рассмотрено в ближайший год.
Пока Страсбургский суд готовился к рассмотрению дела о российском ЖКХ, Царев снабдил своими расчетами областную Думу и ярославский муниципалитет. В середине мая на заседании муниципалитета эти данные огласили. Через несколько дней после этого в районной прокуратуре появилось заявление от судьи Заволжского суда Ирины Носковой, требовавшей привлечь Царева к уголовной ответственности за оскорбление. Носкова заявила, что шестидесятитрехлетний пенсионер после того, как она вынесла решение об отказе в одном из его исков, бросил ей вслед обидное слово. Прокуратура Кировского района возбудила уголовное дело по ст.297 — «Неуважение к суду» — и направила в Кировский суд представление о проведении Цареву психиатрической экспертизы. После проведения первой, амбулаторной экспертизы, следователь потребовал стационарного обследования. Когда Царев с очередным заявлением появился в Кировском суде, его отправили в психиатрическую лечебницу для установления вменяемсти. Однако, под давлением возмущенной общественности пенсионера освободили через восемь дней, хотя обычно обследование длится две-три недели.
По мнению самого Царева, в больницу он попал из-за недовольства его деятельностью со стороны областных властей. Его судебные иски основывались на точных расчетах, которые Царев произвел, как инженер-строитель с большим стажем работы. Решив проверить, каким образом устанавливаются тарифы на коммунальные услуги, он среди прочего обнаружил, что текущий ремонт мест общего пользования обсчитывается из расчета площади квартир, хотя ремонтируются коридоры и лестничные пролеты. В результате ярославцы переплачивают за такой ремонт в десятки раз. К тому же, зачастую деньги с населения взимаются, а никаких ремонтов не производится.
Аналогичная ситуация с отоплением. Как оказалось, ярославцы постоянно платят за отопление из расчета нагревания батарей до температуры 95 градусов, а это происходит только если на улице минус 31 градус. По подсчетам Царева, ежемесячно только за отопление ярославцы переплачивают в общей сложности около 150 миллионов рублей.
Что касается судьи Носковой, то она рассматривала дело о протечках в доме, где проживает Царев. Дотошный пенсионер доказывал, что причина постоянных протечек с верхних этажей заключается в неправильном строительстве дома, и требовал привлечь к ответственности ДЭЗ. Требование по сути беспрецедентное — при удовлетворении иска мэрия фактически обязана была бы полностью переделать всю гидроизоляцию в девятиэтажном доме.
Между тем, после освобождения Царева из психиатрической больницы, уголовное дело в отношении него не прекратили. Вернувшись домой, он сразу же получил повестку о вызове в прокуратуру на следственные действия. Впрочем, несмотря на претензии прокуратуры и на то, что все российские инстанции, включая президента России и Верховный суд, не отреагировали на его многочисленные жалобы, Царев уповает на Европейский суд, который в ближайшее время должен рассмотреть его иск к российским чиновникам.