Сегодня:

«Пропустите меня, я повторно и в очереди стоять не должна!» — решительным шагом женщина направилась в двери кабинета врача. Столь же решительно со своих стульев поднялись давно ожидающие своей очереди пациенты и закрыли проход. «Мы сидим уже два часа — затрясли они перед лицом женщины талончиками с номерами. И никого вперед не пропустим! Много вас таких — повторных, знакомых и просто наглых!». В коридоре больницы началась перепалка. С трудом верилось, что все, собравшиеся у кабинета врача люди, чем-то болеют — их энергии позавидовал бы любой вполне здоровый человек. В конце концов, обеспокоенный криками и руганью, из кабинета выглянул врач. Лучше бы он этого не делал. Вся накопившаяся злоба, усталость и возмущение вылились на него.

Эта сцена знакома каждому из нас. Очереди у кабинета врача, борьба (а иначе не скажешь) за талончик, лекарства, которые не дают бесплатно, платные услуги — все это поражает волну возмущения и гнева граждан. Все это приходится выслушивать врачу. И вместо того, чтобы лечить пациента, медик вынужден успокаивать возбужденного человека и объяснять, что все эти проблемы пока, увы, неразрешимы. Они существуют в любом городе страны. И решить их можно только тогда, когда поменяется социальное отношение к врачу, к медицине на уровне всего общества.

Новое общество — новое понятие
Ни в одной стране мира нет понятия «медицинская услуга». Везде пользуются термином «медицинская помощь». И только в России отношения между пациентом и врачом регулируются Законом «О защите прав потребителей». По мнению врачей, именно эти, заложенные государством отношения «покупатель — продавец», привнесенные в медицину, породили столько проблем, изменили настрой общества. Люди перестают уважать человека в белом халате. Каждый считает своим правом вмешиваться в лечебный процесс. Один из примеров такого вмешательства — требование выписать новомодные широко разрекламированные препараты, которые излечивают буквально все заболевания. «Но почти каждая болезнь лечится столько же времени, сколько ее получал человек», — говорит Ольга Наконечная, главный врач поликлиники ЮРГТУ, — а пациенты редко выполняют предписания врачей полностью. Проблема в том, что люди, получив серьезное заболевание, не хотят менять свой образ жизни (к примеру, отказаться от выпивки, бросить курить). У нас не воспитывается с детства культура здорового образа жизни, благодаря которому можно избежать многих заболеваний. Зато во время визита к врачу каждый требует эффективного, качественного и, главное, быстрого излечения. У нас в законах жестко определена ответственность врачей. А вот об ответственности пациентов не говорится почти ничего. Во многих ситуациях врач оказывается просто незащищенным. Он теперь вынужден спрашивать разрешения на любой укол, любую процедуру у пациента. И каждый раз доказывать, что он не хочет причинить никакого вреда пациенту».
Другая сторона проблемы заключена в том, что не все люди принимают и понимают эту новую идеологию. Ими профессия медика воспринимается прежде всего как, долг, служение людям, способность на бескорыстный труд. Настоящий врач должен сделать все, чтобы в любых условиях помочь больному. И такая точка зрения справедлива и исторически закономерна. Ведь в России даже медицинских сестер называли сестрами милосердия. Не каждый может понять, что сегодня врачи находятся в совершенно иных условиях, нежели в прежние, советские времена.

Без денег и лекарств
В таких условиях сегодня работает почти каждый медик. «Любой врач, медицинская сестра, которые сегодня работают, совершают подвиг, — считает Тамара Литошенко, главный врач городской стоматологической поликлиники, — у государства нет денег на ремонт зданий, закупку современного оборудования, создание бесплатных консультационных центров. Конечно, каждому пациенту хочется приходить в такие больницы, которые показывают в зарубежных кинофильмах — с индивидуальными палатами, со всеми удобствами и очень внимательным врачом».
Конечно, нашим государственным клиникам до такого еще очень далеко. А многие специалисты считают, что после предстоящей реформы здравоохранения такой сервис вообще станет недоступным. Если же посмотреть внимательно на факты и цифры, то становится просто страшно оттого, в какие условия поставлены медики.
К примеру, количество пациентов, которые могут посетить врача, ограничено «Гарантийным объемом оказания медицинских услуг». В нем заложено, сколько больных в течение скольких дней могут лечиться в больнице. И именно это число больных оплачивает лечебному заведению страховая компания. Если же врач принял пациентов больше, чем положено по «норме», — можно считать, что это — благотворительность. И получается, что почти все врачи такой благотворительностью и занимаются.
Не перестает идти поток жалоб от пациентов «за вымогательства» — пациентам приходится самим покупать лекарства, бинты, платить за процедуры. Однако стоит ли спешить во всем обвинять врачей?
«Каждый врач имеет право выписать любое лекарство. Но не каждый медикамент пациент сможет приобрести по льготной цене или вообще бесплатно в специальной аптеке, — рассказывает главный хирург города Андрей Милюков. — Существует официально утвержденный список жизненно необходимых лекарств — тех, которые можно получить бесплатно. Конечно, сюда входят наиболее дешевые препараты. Покупать дорогие лекарства никакая больница не может — поэтому, если пациент желает лечиться современными, качественными препаратами, ему придется покупать их самому.
Например, согласно тарифному соглашению, на одного больного, лежащего в хирургическом отделении, государство выделяет 35 рублей 01 копейку на медикаменты. На эти деньги больница может приобрести один флакон физраствора, одну систему для капельницы и один бинт. И все! Поэтому, наверное, не нужно с кулаками и криками бросаться на врача или медицинскую сестру, если они просят докупить медикаменты. Это делается только потому, что наше государство не может в полном объеме профинансировать медицинские услуги».
Хочется добавить, что по этому же тарифному соглашению, на питание больного, например, выделяется всего 23 рубля 73 копейки в день(!). Разве можно ждать, что на эти деньги может быть получено полноценное питание больного?

За что мы платим?
В каждой больнице пациент может ознакомиться с перечнем платных услуг. И многие соглашаются заплатить деньги, лишь бы не стоять в очереди, не ожидать под дверью врача. Однако, каково же их разочарование, когда оказывается, что и в этом случае очереди из таких же «платников» не избежать. И врач, оказывается, уделяет тебе не больше внимания, чем обычно. И за, что, спрашивается, человек отдал деньги?
А врач, в свою очередь, может спросить — какие деньги вы отдали? 20 — 30 рублей за прием? Но эта сумма далека от реальной стоимости «медицинской услуги». Вы платите лишь одну десятую часть — остальное за вас платит страховая компания. Если не верите — поинтересуйтесь, сколько стоит прием врача в коммерческой клинике (где с вас берут «по полной программе»). Дабы вы не утруждали себя, сообщаем — 300-400 рублей. Конечно, и врач вокруг вас будет суетиться, и лечение назначит. И все, какие только можно, процедуры и исследования — ведь в таком случае у него есть прямой коммерческий интерес.
Один из врачей поделился случаем из жизни — состоятельный пациент решил лечиться в ростовской коммерческой клинике. А через месяц вернулся в больницу новочеркасскую — и, как оказалось, человека направляли на исследования, которые к его заболеванию отношения не имели. Больной предпочел лечиться дальше в Новочеркасске.

А что платят им?
1300 рублей — столько сегодня получает молодой врач, закончивший институт. Участковым врачам город доплачивает 500 рублей. Сами медики говорят, что лечить больных идут только настоящие фанатики, те, кто действительно мечтает стать профессионалом. Поэтому не стоит бояться идти к молодому врачу, он со своими знаниями, ничем не хуже врача опытного. Только беда в том, что молодых врачей приходит в лечебные учреждения все меньше. Мало кто соглашается на такую мизерную зарплату. К тому же, в городе существует реальная проблема с жильем для медиков. Власти ее пытаются решить. В прошлом году реконструировали общежитие для врачей. Но этого все равно недостаточно. Вот пример — в одну из больниц города приехали работать пять девушек после института. Трое из них жили в другом городе. Главврачу больницы удалось добиться выделения малосемейки для них в мкр. Молодежном. И когда начали делать ремонт — неожиданно комнату забрали. И предложили комнату в общежитии площадью 6 метров. На троих. А соседи там — контингент, мягко говоря, неблагополучный. С каким настроением должны эти девушки приходить на работу и принимать пациентов, если они не чувствуют своей нужности?
В Аксайском районе недавно еще действовала специальная комната психологической реабилитации для врачей. Медики приходили к психологу после приема пациентов, после того, как выслушивали все необоснованные претензии и обвинения. Врачи нашего города говорят, что такие комнаты разгрузки нужны в наших больницах, чтобы суметь залечить те душевные раны, которые получаешь во время работы, во время служения людям.
row['name']