Сегодня:

Прошлую прогулку по городу мы закончили у перекрестка улиц 26 Бакинских комиссаров и Буденновской, где находится МУП «Городской электрический транспорт» или попросту трампарк. Думаю, что будет вполне логичным совершить теперь вояж на трамвае, который (как вид общественного транспорта) вот уже полвека надежно служит новочеркасцам.

Трамвай № 2 идет по маршруту «Трампарк — улица им. генерала А.И. Лебедя». Миновав корпуса молзавода и плотный ряд киосков, он тормозит у торгово-остановочного павильона «Гостиница». Это перед рестораном «Новочеркасск», к которому совсем недавно сделали пристройку еще для одного ресторана «Гранд Н TV TV» с закусочной «Кондитер». На пути к следующей остановке трамвай пересекает Юбилейную площадь, прерывая потоки автомашин в сторону Ростова и обратно. В центре площади большой грунтовый круг, на западном краю которого 4 мая 2003 года, в присутствии тогдашнего спикера Госдумы Г.Н. Селезнева, был установлен и освящен камень, застолбивший место для конного монумента — второго памятника М.И. Платову. Но к юбилейным торжествам памятник возник совсем в другом и, кажется, в еще более неудачном месте. Впрочем, все это мы уже проехали. Как и скучные заборы по обе стороны Первомайской улицы, и после них огромные пластины 9-этажных жилых домов. Остановка «Детская больница». Почти прямо к ней выходит улица Энгельса. В прошлом очерке я, почему-то, обозвал ее Троицкой, хотя прежнее название указал верно. Видно быть ей скоро опять Покровской. В самом деле, причем тут Энгельс?

Легко скатившись под уклон, трамвай плавно сворачивает на улицу Троицкую. Участок этой улицы до следующего поворота трамвайного пути имеет разнохарактерную застройку с преобладанием 1-2-этажных старинных и совсем новых домов-особняков. На этом фоне особенно заметны крупные здания. Вот слева, рядом с Воскресной школой, высится типовое пятиэтажное общежитие № 10 ЮРГТУ, а чуть дальше справа — учебный корпус геологоразведочного колледжа послевоенной постройки в характерном для того времени стиле — под классику. Остановка у перекрестка улиц Троицкой и Михайловской позволяет рассмотреть постройки трех разных эпох. Трехэтажное на высоком цоколе здание машиностроительного колледжа построено в конце 80-х годов XIX века для атаманского технического училища (арх. К.Ф. Кюнцель). К улице Троицкой обращен его боковой фасад, решенный как и главный, в стиле классицизма (рустовка стен 1-го этажа, междуэтажные пояса, надоконные сандрики, классический венчающий карниз и т.п.). Напротив него — 4-этажный торец трехэтажного жилого дома со встроенным магазином. Это уже середина 50-х годов XX века. Из-за низкого качества материалов и работ это здание выглядит гораздо хуже своего старшего соседа. А 9-этажное общежитие № 12, в котором находится и дирекция студгородка ЮРГТУ, возведено лет двадцать назад. Это продукт эпохи индустриального строительства. Несмотря на то, что оно возведено из силикатного кирпича, рисунок фасадов имитирует так называемую вертикальную разрезку крупнопанельных стен: широкие лопатки на всю высоту, а между ними окна, чередующиеся по вертикали с межоконными «вставками». Этот прием и смещение башенных объемов делают здание выразительным, оригинальным. Хороша и металлическая ограда, недавно установленная перед ним. У последней остановки трамвая на Троицкой еще одно достойное внимания здание. Это бывший «Дом для инвалидов и ветеранов», построенный к 100-летию Отечественной войны 1812 года по проекту С.И. Болдырева. Сравнительно небольшое, оно, благодаря своей архитектуре в стиле ампир, выглядит довольно монументально и хорошо вписывается в университетский комплекс. Сейчас здесь размещается НИИ промышленной и экологической безопасности.

Едем дальше. Свернув на ул. Б. Хмельницкого (б. Базарная) и пробежав небольшой квартал, трамвай останавливается перед ул. Просвещения. Проезжая этот отрезок пути, пассажиры могут полюбоваться прекрасными зданиями университетского городка и одновременно огорчиться их запущенностью, особенно корпусов Горно-геологического и Химико-технологического институтов, как, впрочем, и «профессорского дома» (арх. К.И. Куликов, 1955 г.), стоящего на противоположной стороне улицы. Значительно в лучшем состоянии (внешне) находится, построенное в то же время угловое здание общежития № 5 со студенческой поликлиникой, а вот общежитие- «коробочка», видимо, скоро лишится своего конструктивистского облика.
Как раз здесь трамвай поворачивает налево и катит под уклон по ул. Бакунина (б. Хомутовский проспект) до ул. Орджоникидзе (б. Мастеровая). Остановка перед последним поворотом находится вблизи главного корпуса университета и в то же время как бы на его задворках, скрытых от глаз руководства. Здесь постоянно замусорено, а порой образуются мусорные свалки.
Совершив последний вираж, трамвай до остановки «Ул. Красноармейская» скатывается вниз, а потом поднимается вверх до конечной. Здесь на стыке улиц Орджоникидзе и имени генерала А.И. Лебедя трамваи разворачиваются для следования в обратном направлении; здесь они «отдыхают» (для этого одна колея протянута чуть ли не до Платовского проспекта); здесь же и диспетчерская, регулирующая их работу.

Покинув «двойку», я пересел на «единицу» (можно было и на «тройку») и проехал по городу по другому маршруту. До остановки «Ул. Троицкая» идет, так сказать, повторение пройденного. Вспомнилось далекое прошлое…
Будучи студентом НПИ, я, в 1953-54 гг., квартировал в районе старого базара и в институт и обратно ходил пешком. До 1956 года здесь трамвай еще не ходил и топать приходилось по булыжной мостовой. Удивительно, но за полвека улица, ведущая к университету (НПИ), ничуть не изменилась. Все так же плохи тротуары, также в выбоинах мостовая и ни одного нового дома! Новоделы просматриваются только в глубине кварталов.

… У корпуса Горно-геологического института вагоновожатая выходит из своей кабины и ломиком переводит стрелку. Трамвай сворачивает направо и, проехав по Троицкой несколько десятков метров, выходит на ул. Г. Петровой. (До 1974 г. поворот делался кварталом дальше и затем маршрут продолжался по ул. Пушкинской и Ленгника.) Перед Баклановским проспектом остановка. Это очень оживленное место — потоки автотранспорта, многолюдье на тротуарах и бульваре да еще трамвай. Вот нашему дан зеленый свет и он, переехав проспект, оказывается в начале ул. Крылова (б. Сенной). Облик этой, не очень протяженной улицы (всего три квартала), за последние три десятилетия сильно изменился. Несколько жилых пятиэтажек и внушительный производственный корпус швейной фабрики «Фея» стали доминирующими в его застройке. По нечетной стороне улицы осталось всего несколько старых одноэтажных домов и среди них бывший собственный дом художника И.И. Крылова, ставший в 1979 г. Домом-музеем (филиал Музея истории донского казачества).

Вблизи Константино-Еленинской церкви трамвай поворачивает на ул. Щорса (б. Грушевская). Всякий раз, когда пишу прежние названия переулков, улиц, площадей, вспоминаю замечание одного из читателей книжки «Мой город»: «Кому нужны эти старые названия! Не морочьте людям головы!». Человек этот не молодой, из бывших советских номенклатурных работников, считающий, видимо, что история России началась залпом «Авроры», а все, что было до того — это не наше. Я позволил себе это не лирическое отступление, потому что трамвай катит по тихим, сохранившим почти в неприкосновенности, если не дореволюционный, то послевоенный облик. Пройдя три квартала по ул. Щорса, опустившись на один квартал по пер. Криничному, а потом свернув на ул. Добролюбова (б. Владимирская), трамвай оказывается у последней остановки в старой части города. Стоящая вблизи триумфальная арка была когда-то парадными воротами в Новый Черкасск. К 250-летию М.И. Платова ее очередной раз отремонтировали да еще и подсветку сделали. Теперь с наступлением темноты она сияет радужным светом.
Я вышел и залюбовался аркой. А трамвай покатил в Хотунок и дальше. Ему предстоит пройти по огромной петле, охватывающей значительную часть промрайона. Трамвай №3 с 1971 года проделывает этот же путь, идя от развилки за Хотунком против часовой стрелки навстречу «единице». Этим, собственно, третий маршрут и отличается от первого. Подошедшей «тройкой» я и вернулся в центр города.