Сегодня:

На плане Новочеркасска, составленном в 1906 году тогдашним главным архитектором
В.Н. Куликовым, городская застройка на западе заканчивается нынешней четной стороной улиц Первомайской и 26 Бакинских комиссаров. Троицкий (теперь Баклановский) проспект тоже обрывался у этой черты. С небольшим отступом от окраинной застройки начиналась Краснокутская роща, названная так в память атамана Н.А. Краснокутского, при котором она была заложена (1880 г.). Ее северная граница проходила примерно там, где теперь кинотеатр «Космос». А дальше, через дорогу от нее, был скаковой круг с помещениями для лошадей и беседкой для зрителей.

Эта градостроительная ситуация, с небольшими изменениями, сохранялась до середины 50-х годов прошлого века. Правда, при восстановлении вырубленной во время войны рощи (теперь это была «Красная весна») ее отодвинули за новую ростовскую дорогу, а в восточном углу организовали стадион. Проспект (в то время Жданова) получил прямой выход на трассу Новочеркасск-Ростов. Скаковой же круг, ставший ипподромом, оставался на прежнем месте до начала строительства нового микрорайона — новочеркасских Черемушек. К тому времени и лошадей стали все больше использовать не для скачек, а для производства колбасы, получившей в народе название «Белая грива».

Первой капитальной новостройкой на выезде из города стало четырехэтажное общежитие для студентов инженерно-мелиоративного института, сданное в эксплуатацию в начале сентября 1955 года. Архитектура этого здания выдержана в господствовавшем тогда стиле советской неоклассики, когда главные фасады декорировались элементами какой-либо ордерной системы. Общежитие состоит из двух одинаковых П-образных в плане блоков на 200 мест каждый, поставленных один по проспекту, другой — по ул. Зеленой и соединенных двухъярусной вставкой. Внизу большой арочный проем с ажурными воротами, а вверху — имитация переходной галереи в виде декоративной колоннады (фото). В последние годы первые этажи обоих блоков заняли многочисленное торговые и другие учреждения, для которых дополнительно прорубили несколько дверных проемов.

Этим солидным зданием была заложена хорошая основа для капитальной обстройки формировавшейся здесь в 60-70-х годах площади. Правда, и 7-этажная гостиница «Новочеркасск» с пристроенным рестораном, и широкоформатный кинотеатр «Искра» (теперь «Космос») строились уже по типовым проектам.
Сегодня бывшая городская окраина на участке от улицы Троицкой до Буденновской — одно из самых насыщенных транспортом и густонаселенных мест Новочеркасска. Здесь и сосредоточие наиболее крупных жилых зданий. И вообще здесь есть чему порадоваться и чем огорчиться. Итак, идем вверх по четной стороне Первомайской улицы.

В начале квартала — добротный одноэтажный кирпичный дом старинной кладки с большими окнами. Когда-то здесь была начальная общеобразовательная школа, потом станция юных натуралистов. В 90-е годы юннаты перебрались ближе к природе (за роддом), а здесь разместилась рекламная мастерская. Потом здание несколько лет стояло с наглухо закрытыми окнами. И вот совсем недавно в нем обосновалась воскресная школа и библиотека Свято-Димитриевского прихода. Всю остальную часть этого квартала занимают четыре неприглядные пятиэтажные здания общежитий ЮРГТУ (НПИ), перед торцами которых выделяются два небольших свежеотремонтированных корпуса — кафе «Теремок» и «Донской технологический парк».
На противоположной стороне — протяженный квартал от Троицкой улицы до улицы Юннатов. Начинается он огражденной строительной площадкой, а дальше — подобие лесопарка, в котором от уличного шума, особенно трамвайного, укрылись городская детская больница с поликлиникой и роддом. Совсем недавно роддом с помпой открывали после капитального ремонта, а сейчас наших рожениц реанимобиль почему-то возит в Ростов или Шахты.

Промежуток между улицей Троицкой (б. Покровской) и переулком Артиллерийским (он и на старом плане значится под этим названием) почти полностью занял 9-этажный шестисекционный жилой дом из силикатного кирпича. Его 216 квартир были заселены в 1989-91 гг. Чтобы уменьшить неблагоприятное влияние юго-западной ориентации, этот дом, в отличие от двух подобных, стоящих на нечетной стороне (между ними «Донавтосервис»), обращен к Первомайской улице не лицевым (главным), а дворовым фасадом, т.е. входами в подъезды. Вообще-то в таких случаях необходимы солнцезащитные устройства, но они заметно удорожают строительство и поэтому их не делают.

Рядом с этим домом особенно мелкими смотрятся сохранившиеся от старой застройки домишки в миниквартале от переулка Артиллерийского до улицы Залесской, тоже сохранившей свое прежнее название. Отсюда и до Юбилейной площади по обе стороны улицы — унылые заборы. Справа — ограда территории дивизии «Дон», слева — стадиона «Ермак». Четная сторона Первомайской улицы заканчивается 14-этажным жилым домом-башней (1988 г.), с двухэтажной пристройкой, основную часть которой, вопреки проекту, заняла Детская художественная школа. Этот дом совершенно лишен дворовой территории. Видимо те, кто отводил участок для его строительства полагали, что стадион и роща, находящиеся через дорогу, компенсируют этот недостаток. Странная позиция…

Перейдя, не без риска для жизни, Баклановский проспект и миновав общежитие, о котором уже шла речь, продолжим нашу прогулку по улице 26 Бакинских комиссаров. До улицы Народной (б. Ярмарочной) в этом квартале всего два пятиэтажных дома, причем угловой построен немного позже общежития, но выглядит удручающе — истинная «хрущоба»! На противоположной стороне — тоже мало радующие глаз корпуса орденоносного предприятия — ОАО Молочный завод «Новочеркасский». Его местоположение должно быть укором Управлению архитектуры и градостроительства, которое находится теперь напротив завода. Одноэтажный корпус Управления является угловой вставкой, объединившей 9-этажный дом по Народной и 5-этажный по 26 Бакинским комиссарам (что за нелепое название улицы!). Заканчивается этот квартал двумя заурядными 2-этажными домами довоенной или послевоенной постройки.
Вот и улица Буденновская (б. Городовая) — конечный пункт нашей сегодняшней прогулки. И как раз в этом месте находится предприятие, которое в эти дни отмечает 50-летие своего существования и которое в жизни горожан играет немалую роль. Это предприятие новочеркасцы привыкли называть трампарком, хотя теперь это МУП «Городской электрический транспорт». Именно из его ворот выходит ежедневно и расходится по трем маршрутам экологически самый чистый, а до недавнего времени и самый дешевый, транспорт. Счастливого пути, трамвай!