Сегодня:

Эта встреча была организована и проведена сотрудниками горадминистрации. Но отнюдь не по их инициативе. Просто городским чиновникам вышестоящим руководством была дана установка: отреагировать на обращение представителей общественности Новочеркасска в весьма высокие инстанции. И вот ровно через пять месяцев авторов обращения пригласили на встречу с городскими и областными чиновниками.

В том обращении представители общественности сообщали руководителям области, федерального округа, Госдумы и страны в целом, что развернувшиеся в Новочеркасске преобразования грубо нарушают законодательство России по охране памятников истории и культуры. Решения об этих преобразованиях принимаются, как правило, в единоличном порядке главой городской администрации без каких-либо консультаций и согласований с органами охраны памятников истории и культуры, без заключения специалистов, при полном игнорировании мнения общественности. В результате таких действий видоизменяется уникальный казачий город, который становится малопривлекательным не только для зарубежных, но и для отечественных туристов. Идут на ветер огромные бюджетные деньги, которые можно было бы пустить на реставрацию подлинных памятников истории и культуры, с которыми нынешние новоделы не идут ни в какое сравнение.
Не отреагировать на это обращение городские чиновники не могли. Но признать явный произвол в действиях своего прямого либо непосредственного начальника они тоже не решались (по крайней мере открыто). Поэтому их реакция на обращение представителей общественности в вышестоящие инстанции была вполне ожидаемой: делать хорошую мину при плохой игре, до последней возможности отстаивать честь весьма запятнанного мундира и постоянно помнить, что лучший способ защиты — это нападение.

С нападения на явившихся в Управление архитектуры и градостроительства представителей общественности и начал встречу руководитель этого учреждения В.Н. Александровский. На правах хозяина положения, так сказать. Он упирал на то, что среди прибывших на встречу есть историки, художники, но нет «специалистов», к которым Владимир Николаевич относил лишь архитекторов, то есть себя и свое окружение. Поэтому он решил сначала немного просветить «неспециалистов» в области архитектуры и монументального искусства. Было видно, что в представлении главного архитектора нашего города, который не так уж давно был его главным художником, архитектура существует в отрыве от художественного творчества.
Пришлось присутствовавшему на встрече

В.И. Кулишову сообщить хозяину апартаментов, который не знаком с истинными патриотами нашего города, так как Новочеркасск для него — лишь место работы, что лично он (Кулишов) в первую очередь — искусствовед, а также то, что в свое время архитекторы именовались «классными художниками архитектуры» и были в первую очередь художниками, а не строителями, как архитекторы нынешние. А автор этих строк сообщил новому в нашем городе руководителю Управления архитектуры и градостроительства, что часть собравшихся во вверенном ему Управлении «неспециалистов» в свое время составляли рабочую группу по воссозданию памятников М.И. Платову и Я.П. Бакланову, в то время как «специалисты» занимались привязкой к местности типовых зданий и сооружений и, в лучшем случае, вычерчивали неказистые фасады промышленных предприятий. В те приснопамятные годы «неспециалисты» бились с номенклатурой за воссоздание новочеркасских памятников в их прежнем виде на их исторических местах, в то время как «специалист» А.А. Тарасенко, предшественник В.Н. Александровского на его нынешнем посту, готов был задвинуть Платовский монумент куда угодно, лишь бы сохранить на его месте массивную фигуру вождя мирового пролетариата.
Присутствовавший на встрече председатель Правления городского клуба художников В.Г. Канаев напомнил собравшимся, что одним из предлагавшихся тогда был вариант размещения памятников В.И. Ленину и М.И. Платову, стоящими перед и за одним и тем же сквером спиной друг к другу. Но здравый смысл все же восторжествовал, и у каждого вождя теперь свое законное место.
Но на законном ли месте стоит сейчас жеребец с восседающим на нем клоном уже увековеченного 150 лет назад атамана? Не надо быть «специалистом», и достаточно обладать здравым смыслом, чтобы понять, сколько необходимо иметь скульптурных изваяний одного и того же лица на одном квадратном километре. А вот главный архитектор нашего города, которого можно считать специалистом в квадрате, призвал неспециалистов вспомнить, сколько в свое время было у нас скульптурных изображений Ленина. Так что же теперь: считать то время и те действия образцом для подражания и приняться за тиражирование памятников очередному кумиру?
Впрочем, тиражирование бюстов М.И. Платова работы ростовского скульптора А. Скнарина — факт уже свершившийся. В дни платовского юбилея тиражированные бюсты были установлены в трех городах Ростовской области и в станице Старочеркасской. Для этой станицы предназначался и конный памятник атаману, но новочеркасский градоначальник перехватил его у селян: надо было что-то показать ожидавшемуся наплыву гостей из дальнего зарубежья, поэтому открытие второго памятника М.И. Платову он не счел лишним в череде юбилейных мероприятий. К тому же приближался год очередных выборов главы администрации Новочеркасска: если не удалось бы остаться на насиженном месте на второй срок, то был шанс хотя бы оставить свое имя на скрижалях истории, вписав его дополнительной строкой в текст закрепленной с тыльной стороны постамента бронзовой таблички.
В ходе встречи выяснилось, что конный памятник намеревались установить даже на брусчатке соборной площади. Но вовремя одумались и решили отступить от границы площади на 15 метров. И теперь якобы у сторонников сохранения исторического облика площади нет оснований говорить о вторжении в заповедную зону. По мнению руководителя Управления архитектуры и его подчиненных, установка монументов на бульварах — дело обычное: примеров тому немало. При этом ими не принимается во внимание даже тот факт, что бульвар Платовского проспекта — это отнюдь не путь в никуда, а дорога к храму. И тут уместно будет привести следующие стихотворные строки:
Стрельните вдоль бульвара взглядом:
Уместно ль (скажем не для дам),
Что загорожен конским задом
Центральный вход в соборный храм?
Но это — уже пройденный этап. А неуемная фантазия новочеркасского градоначальника уже ушла далеко вперед: в ночное время перед фасадной частью Вознесенского собора он уже видит в своих мечтах голографическое изображение Иисуса Христа. Нам пока не известно, как относится Православная церковь к подобным «фокусам», базирующимся на последних достижениях современных ученых и конструкторов, как правило — атеистов. Но вот присутствовавший на встрече член Союза художников России В.Т. Лазаренко высказал мысль о том, что если главе администрации нашего города удастся изыскать необходимую для этой затеи сумму в 8 миллионов рублей, то не лучше ли было бы пустить ее на восстановление пришедшей в негодность настенной росписи собора?
Присутствовавшая здесь же представитель городской организации профсоюза работников образования и науки Л.В. Крючкова рассказала, что даже школьники понимают: восстановление исторического памятника М.И. Платову в его первозданном виде еще не завершено — нет некогда окружавшей памятник ажурной ограды, не помешала бы и пара некогда стоявших перед ним пушек… Однако деньги были израсходованы на коня, которого малые дети принимают за пони.
По поводу финансовой стороны всех поднимавшихся на встрече вопросов несколько раз давала свои ремарки заместитель главы горадминистрации по административно-правовым вопросам Л.Н. Бурлуцкая. Но все они сводились к одному: истраченные на то или иное деньги были взяты из внебюджетных источников, городской бюджет от этого не пострадал, так что претензий по этому поводу быть не должно. Как будто целостность городского бюджета оправдывает появление на улицах и площадях нашего города и чужеродного мансардного этажа на здании гостиницы «Южная», и убогого бюста, ничего общего не имеющего с инженер-генералом де Волланом, и маломерного, теряющегося на обширном пространстве соборной площади, конного памятника, имеющего к тому же ряд серьезных изъянов. И хотя Любовь Николаевна уверяла присутствовавших, что на конный памятник были потрачены деньги реестрового казачества, известно однако, что заработаны они были вовсе не казаками, а налогоплательщиками области, а затем выделены из областного бюджета реестровому казачеству на решение вопросов казачьего возрождения.
Но постепенно тон представителей админи страции стал все же меняться. Их высказывания не стали носить столь категоричного характера. Появились даже некоторые нотки раскаяния за сделанное не по их умыслу, а по воле вышестоящего руководства, которому они просто не посмели противостоять.

Когда дело дошло до выяснения обстоятельств появления убогого во всех отношениях бюста, который некоторые начальствующие особы и старающиеся во всем поддакивать им подчиненные пытаются соотнести с инженер-генералом российской императорской армии, В.Н. Александровский заявил, что у него нет даже желания говорить на эту больную, оказывается, и для работников Управления архитектуры и градостроительства тему. Один из этих сотрудников — П.Д. Винников, согласился даже на известную всем роль личности в истории. Не зря, видно, историк Карамзин утверждал, что историю творят цари. Ну а на городском уровне ее, видимо, все же творят градоначальники. Особенно такие волевые, как наш.
Сказал свое слово и представитель областного министерства культуры — начальник отдела реставрации и капитального ремонта Г.А. Пархоменко. По его мнению, после столь обстоятельного выяснения отношений между представителями гор- и обладминистрации необходимо сделать соответствующие выводы. Поэтому он обещал доложить о результатах встречи министру, который затем должен выйти на губернатора… Очевидно, что назрела необходимость создания общественного совета для совместного решения возникающих вопросов и разногласий.
Г.А. Пархоменко привел также несколько интересных фактов. Так, например, проект внешней реставрации Вознесенского собора был утвержден уже после того, как собор был реставрирован. Но на разработку проекта реставрации внутреннего убранства выделен 1 миллион рублей и будет объявлен федеральный конкурс. Необходимо также разработать и утвердить хотя бы областное положение о порядке создания и установки памятников. А то, например, борец Самургашев уже обращался в областные инстанции с вопросом о возможности установки памятника… своему сыну. И еще: сооружения искусственного покрытия на соборной площади областное руководство не допустит.

На встрече присутствовали также начальник Управления культуры горадминистрации Л.Г. Дубинина, которая взяла на себя роль секретаря по ведению протокола встречи, представитель областной инспекции по охране памятников и исполняющий обязанности главного художника города. Их мнение по поднимавшимся на встрече вопросам оказалось невыясненным, так как они оставили его при себе.
Описанная встреча прошла 20 января 2004 года и осталась в прошлом. Но вот останется ли в прошлом волюнтаризм, пышно расцветший в нашем городе в последние годы? Время покажет.