Сегодня:

Тема возрождения казачества муссируется уже достаточно давно для того, чтобы успеть всем нам надоесть. Избрание мэра Новочеркасска А. Волкова атаманом снова вернула казаков в центр общественного внимания. В этом письме мы бы хотели поделиться с Вами некоторыми своими наблюдениями по данному вопросу.

ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ
Прежде всего, отметим, что на вопрос «Откуда появились казаки на Дону?» до сих пор нет однозначного ответа. Полемика среди историков ведется уже давно, однако, ясности до сих пор нет. Одна группа ученых утверждает, что казаки (от тюркского слова, означающего: удалец, вольный человек) — это крестьяне, переселившееся из центральных районов Руси в Дикое поле. Кандидат исторических наук В. Кузнецов по этому поводу пишет: «Когда Русское государство в XV веке завершило разгром Золотой Орды и отбросило ее кочевья за Волгу, широкая полоса земли вдоль берегов Дона оказалась безлюдной.

Эта опустошенная татарами земля стала называться на Руси Диким полем. Тут находили приют беглые русские крестьяне…» (История Донского края, стр. 35).
В то же время, другая группа историков считает, что казаки — это коренные жители южных степей, потомки древних народов, некогда проживавших на берегах Дона. Русское государство, постепенно расширяясь на юг, подчинило себе местное население. Затем, по мере укрепления Российской Империи, казаки полностью ассимилировались с коренным населением.
В поддержку каждой из этих двух версий приводятся аргументы, поэтому обе они имеют право на жизнь.

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЛ
В конце восьмидесятых — начале девяностых годов прошлого века возникла и стала развиваться идея возрождения казачества. Во многих умах началось брожение (в основном, кстати, по причине воздействия паров спиртосодержащих продуктов). Как все это было громко! Сколько было шума и треска! Стали появляться многочисленные атаманы и войска. А форма казаков — залюбуешься! Вот они — на параде — маршируют, а орденов у некоторых — полна грудь! Вот это да. Столько наград и в мирное время? Да каких наград: вот орден «Мать-героиня», вот памятная медаль «100 лет со дня рождения В. И. Ленина», а вот Георгиевский крест. Главное, чтоб звенело громче, а что висит не особенно и важно. Ведь правильно?

Неправильно. Так не должно быть. Может, мы ошибаемся, однако на наш взгляд, именно вопрос наград стал первой каплей в чашу недовольства горожан казачеством. А потом, когда кончились веселые праздники и наступили суровые демократические будни, поводов, если не для недовольства, то, во всяком случае, для недоумения, возникало все больше и больше.
Во-первых, началась дележка лакомых кусков. В процессе приватизации самое активное участие принимали казаки, вернее, их многочисленные атаманы. Надо прямо сказать, их тогда не обделили. Появились казачьи рынки, автостоянки и пр.
Во-вторых, началась пальба. Это те, которым не досталось лакомых кусков, выражали свое недовольство. Руководство новочеркасского УВД сразу объявило себя нейтральным. Сколько у нас в городе совершено заказных убийств за 1990-е гг.? А сколько раскрыто? То-то.

В-третьих, разразилась открытая склока между общественными казаками и реестровыми. Взаимные обвинения, нападки друг на друга в прессе — фу-у-у, как отвратительно, от-вра-ти-тельно! Какое же тут может быть возрождение? Нужно сказать, что состояние «одна казачья столица -два войска» сохраняется по сей день. Будем надеяться, что новый атаман А. Волков (генерал-лейтенант запаса, а не так давно член КПСС — будет возрождать казачество?! — история любит улыбаться) наведет порядок в этом разношерстном сборище и построит их всех.
Таким образом, очевидно, что т. н. «возрождение казачества» не перешло в практическую плоскость. Нет системного подхода. «А Кадетский корпус — разве не возрождение?» — спросите Вы. Наверное, возрождение. Только наши казачьи структуры не имеют к нему ровным счетом никакого отношения. Они его не финансируют. Так только, иногда, разные атаманы дарят корпусу подарки, — но ведь это не возрождение, а реклама. Что еще? Охрана Собора, клуб «Гепард» (кстати, очень хорошее начинание), яркие словесные выступления в пользу патриотизма, против наркотиков и т. д. Все? Да, пожалуй, все. Для двух войск что-то негусто. А если мы что-то забыли, напомните через «ЧЛ».

МЕЧТЫ О НАРОДЕ
Замыслы некоторых казаков грандиозны, мечты беспредельны. «Мы — народ!» — говорят они. В переписных анкетах в графе национальность так и писали: казак или казачка.
Вообще-то, это не страшно. Чем бы дитя не тешилось… Вот в Англии в 1908-х гг. проводилась перепись, там тоже появилась новая национальность -джедаи. Это из «Звездных войн». Забавно! Так и нам всем можно было бы на эти рассуждения о т.н. «казачьем» народе не обращать внимания, но есть проблема.
В одном из номеров «Частной лавочки», кажется, за прошлый месяц, было опубликовано письмо Р. Ивертеньева «Когда мы видим этот дом, в горле у нас ком». Письмо заслуживает внимания. Мы рассчитывали, что оно вызовет многочисленные отклики, однако все тихо. Что ж, давайте вместе посмотрим, что в этом письме такого интересного. Господин Ивертеньев пишет: «Прежде чем перейти к сути моей статьи, позволю себе напомнить, что когда началось возрождение казачества, первым атаманом Новочеркасска был избран ныне покойный Г.П. Недвигин. Он был коренным жителем нашего города и вырос в простой семье, не отличавшейся каким-то большим достатком. Он отлично понимал, что нынешний Новочеркасск — это город студентов и пенсионеров, у которых всегда нужда в деньгах, особенно в последнее десятилетие». Оставим без комментариев тяжелое детство нашего первого атамана. Трогательные рассказы про «трудное детство» и «простую семью» более уместны в агитации какого-нибудь очередного кандидата в депутаты. Далее г-н Ивертеньев пишет следующее: «Подчеркну, первый избранный атаман родился и вырос в нашем городе и действительно имел казачью кровь, и, что немаловажно, был легко доступен. Он не был иногородним, пришлым человеком, для него жизнь простых горожан была ясна и понятна.

Но грянули иные времена. Атаманом у нас сегодня человек… Впрочем, стоп: об этом столько уже написано! И исчезают, по его повелению, газетные киоски с привычных мест, обосновывается в историческом центре казачьей столицы иноземный Макдоналдс, закрывается книжный магазин технической и учебной литературы…».
Про «иноземный Макдональдс», газетные киоски — это вопрос спорный. Мы не будем его сейчас обсуждать. «ЧЛ» неоднократно писала на эту тему. А вот пассаж про «родился и вырос в нашем городе и действительно имел казачью кровь» — это уже интересно. А что такое казачья кровь? Чем она отличается от не казачьей? Или от русской? Кто-то уже проводил анализ крови? Проведем небольшой эксперимент — возьмем самого что ни на есть чистокровного, можно даже сказать, породистого, коренного казака, и посмотрим его родословную. Мы ахнем! Оказывается, еще задолго до появления первых казаков на Дону, в этих местах жили хазары, скифы и греки. Вообще, строго говоря, первыми казаками на Земле были Адам и Ева. От них пошел род людской, в том числе и казаки (они же тоже, так сказать, люди). Значит, можно смело говорить про казака Адама и казачку Еву.
Ох, вопросы крови… «Самые сложные вопросы в мире в мире!» — как справедливо заметил Коровьев из романа «Мастер и Маргарита». Думается, что если «возрождение» и дальше будет идти в этом направлении, то недалек тот день, когда одни казаки, вооружившись циркулями, будут проверять окружность черепа, и ее соответствие эталону, у других.

А теперь про «иногородних» и «пришлых». Интересная позиция у господина Ивертеньева и ему подобных. Если один россиянин переезжает в Новочеркасск, скажем, из Алтайского края, разве он от этого перестает быть гражданином России? Разве это заслуга — родиться и всю жизнь прожить в одном городе? На этот счет есть идея: всем коренным жителям, потомственным казакам, не желающим, чтобы их путали с некоренными, можно прокалывать уши, вдевать кольца в ноздри, а на лбу писать слово «коренной». Для таких людей можно ввести льготу — бесплатный проезд в общественном транспорте. Мы не кровожадные. Мы ничего не имеем против коренных новочеркассцев. Мы лишь против тех, кто стучит себе кулаком в грудь и орет «Это моя земля! Я коренной новочеркасец! Я здесь родился и вырос!». Это НАША земля, принадлежащая КАЖДОМУ гражданину России независимо от того, где он родился. Может быть, некоторым казакам и мечтается об отделении в суверенное государство Казачстан, но я не думаю, что отделиться от России хотели бы остальные горожане.

ВЫВОДЫ
Нам кажется, что вся эта возня вокруг «возрождения» не случайна и преследует свои вполне определенные цели. Разумеется, это не возрождение традиций, духовности и т. п., как об этом твердят наши многочисленные атаманы. Думается, мотивы более прозаичны. Прежде всего, это политический капитал. Предположим, некий градоначальник-атаман решит через энное количество лет избираться губернатором Ростовской области. Что делать, если нет связей с ростовской мафией и большого количества денег (один центральный универсам, одна бензоколонка — маловат ресурс)? Остается одно — взять под контроль казачество и соответственно раскрутиться на этом поле.

Может быть, причина «возрождения» и в другом. Если (не дай Бог!) будет принят закон о казачестве, то у губернатора Ростовской области появится дополнительный козырь в торгах с Москвой. Умеренный, искусно управляемый казачий национализм может стать дополнительным аргументом в вопросе распределения федеральных трансфертов. Только где гарантия, что казачье движение не выйдет из под контроля, и мы не получим, через некоторое время, второй Чечни в Ростовской области? Стремление некоторой части казачества к «возвращению исконной казачьей собственности и земли» весьма симптоматично.

Отсюда следует несколько парадоксальный, но, тем не менее, на наш взгляд, правильный вывод. Если господину Волкову удастся взять все казачество под контроль и установить жесткую военную дисциплину в этих формированиях (пока еще без приставки «банд»), то это будет хорошо. Нам всем будет спокойнее. А вообще интересно было бы провести исследование мнения горожан и спросить у них, как они относятся к нынешнему возрождению казачества, и нужно ли им оно.
В заключение хотелось бы сказать, что наше письмо никем, увы, не заказано и не является тщательно спланированной идеологической диверсией, зато имеет полемический характер и может вызвать противоречивые отклики. Предлагаем высказываться на страницах «ЧЛ» о проблеме возрождении казачества. Можно с юмором, можно и без. Только, пожалуйста, без агрессии и угроз!