Сегодня:

Прежде чем отправиться в путь по второй части проспекта, полюбуемся посветлевшим, «помолодевшим» Вознесенским собором. Открывающийся от начала бульвара вид очень схож с описаным М.А. Шолоховым во второй книге «Тихого Дона»:
«Изжелта-белые, грудастые, как струги, тихо проплывали над Новочеркасском облака. В вышней заоблачной синеве, прямо над сияющим куполом собора*, недвижно висел седой курчавый каракуль перистой тучи, длинный хвост ее волнами снижался и розово серебрился где-то над станицей Кривянской. На домах блестели скаты железных крыш, сырость вчерашнего дождя хранил на себе бронзовый Ермак, протянувший на север сибирскую корону».
Вообще-то Ермак протянул руку с короной на юг, а мы направляемся на юго-запад. Неспешно идя по бульвару, будем обозревать поочередно застройку то левой, то правой стороны проспекта. Благо, основательно прореженные в последние годы ряды деревьев не очень препятствуют обзору. Эта часть Платовского проспекта изобилует интересными постройками, поэтому задерживаться будем на наиболее значимых.

Слева за двухэтажным старинным зданием, с которого начинается квартал, просматривается торец 9-этажного жилого дома, построенного в 1986 году. Он тактично отодвинут в глубь квартала и, благодаря этому да рельефу, не подавляет окружающую застройку. Далее выделяются два здания, входящие теперь в комплекс военного института связи. Первое — бывшее здание духовной семинарии (архитектор А.А. Ященко, 1883 г.), фасад которого выполнен с использованием элементов церковной архитектуры и отличается сложным рисунком кирпичной кладки. Второе — замыкает квартал. Это одно из первых крупных общественных зданий донской столицы, построенное в 1844 году для Областных присутственных мест (здесь размещались областное правление и окружной суд). Его архитектура в стиле классицизма задала тон застройке центра города. Интересно, что главным фасадом оно изначально было обращено не к проспекту, а к обширной и пустынной тогда Александровской площади, ограниченной Платовским проспектом и улицами Атаманской, Александровской, Почтовой (теперь Пушкинская). Этот участок градостроитель зарезервировал под городской сад, гостиные дворы (торговые ряды) и другие постройки, необходимость в которых появится позже. В январе 1918 года в здании Областных присутственных мест Военно-революционный комитет, возглавляемый Подтелковым и Кривошлыковым, предъявил ультиматум атаману Каледину. С октября 1943 года в нем размещалось Суворовское военное училище, получившее всесоюзную известность благодаря повести Бориса Изюмского «Алые погоны». В 1964 году сюда перевели военное училище связи, преобразованное через четыре года в высшее командное, а затем (в 1998 г.) — в Военный институт связи.
В промежуток между названными зданиями в 1973-76 годах втиснули шестиэтажную громаду нынешнего главного корпуса института — детище Военпроекта и стройбата. Серость его ребристого фасада, обращенного к проспекту, усиливается северной ориентацией. Он почти всегда находится в тени.

Зато противоположная сторона проспекта сияет от избытка солнечного света. Благодаря выгодному освещению, хорошо заметны подновленные фасады двухэтажных старинных зданий и четырехэтажного, недавно реконструированного жилого дома.
Но особенно выделяется здание бывшей войсковой гауптвахты (теперь здесь военная комендатура города). Плотная тень в глубокой лоджии делает еще более светлым его гармоничный классический фасад с оригинальным ионическим портиком. Этот особнячок похож на небольшой греческий храм. О нем, кстати, есть упоминание в романе А. Толстого «Хождение по мукам». Подполковник Тетькин говорит Рощину: «В декабре я был в Новочеркасске. Помните — там на главном проспекте стоит гауптвахта — чуть ли еще не атаман Платов соорудил ее…». Нет не Платов. Ее соорудили при атамане Хомутове в 1856 году.
Еще позже построено рядом стоящее двухэтажное угловое здание, по фризу которого выложена надпись: «Донской музей». Проект музея разработал академик архитектуры А.А. Ященко, скоропостижно умерший за год до закладки здания. Осуществил его замысел и внес в проект немало своего тогдашний областной архитектор П.С. Студеникин. Открытие музея состоялось в конце 1899 года. Так на месте обветшалого куреня (низ каменный, верх — деревянный), в котором размещалась войсковая канцелярия, появилась еще одна капитальная постройка в стиле классицизма, заметно обогатившая архитектуру центральной части Новочеркасска. Парадный вход в музей, оформленный двухколонным портиком, размещен в угловом ризалите и обращен к публике, идущей по бульвару в сторону собора. После революции музей стал городским краеведческим, а в 1941 году получил статус областного и с тех пор называется: Музей истории донского казачества. Демонстрируемые в девяти залах музея уникальные экспонаты по истории донского края — это малая часть того, чем располагают его фонды. Теперь, когда музею передали Атаманский дворец (архитектор И.О. Вальпреде, 1863 г.), появилась надежда увидеть многое из того, что десятилетиями томилось в его запасниках.

От пересечения проспекта с Атаманской улицей открывается внушительная и весьма разностильная архитектурная панорама. Слева — два крупных современных здания — универмаг (построен по типовому проекту в 1971 году) и главное административное здание (мэрия, городская дума, Сбербанк и ДонСервисБанк), строительство которого длилось в два раза дольше последнего варианта Вознесенского собора. В 2002 году между ними появилась одноэтажная построечка — ресторан «Макдоналдс». Разнородная троица сформировала новый городской центр.
С 1854 года в этом месте к Платовскому проспекту выходил Александровский сад, обнесенный позже литой чугунной оградой. В 1881 году в разрыве этой ограды поставили часовню — памятник в честь Александра Невского.

В 30-х годах прошлого века все это исчезло и на освободившейся площадке появился стадион «Труд». С переносом стадиона в район рощи «Красная весна» здесь образовался пустырь. А теперь здесь — средоточие власти и капитала. Купить матрас легко здесь https://planetasnov.by огромный выбор.

Застройка противоположной стороны проспекта много лет остается неизменной. В начале квартала — внушительное здание, которое занимают театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской (казачий драматический театр) и городской Дом культуры. На этом месте почти сто лет стояло двухэтажное каменное здание, принадлежавшее областному правлению. В 1909 году по проекту академика архитектуры А.Н. Бекетова здесь было построено трехэтажное с полуподвалом здание Областной судебной палаты (Палата судебных установлений). С 1920 года в нем разместился Дом Красной армии. В годы Великой Отечественной войны здание было взорвано покидавшими город немцами и сильно пострадало от пожара. Только двадцать лет спустя его начали восстанавливать. В ходе этих работ изменилась не только внутренняя планировка, но и внешний вид здания. Исчезли сложные, в стиле модерн, завершения ризалитов, иное оформление получили входы со стороны Атаманской улицы и Платовского проспекта. Над ними нависли огромные козырьки, подпертые массивными круглыми столбами. В 1966 году театр и ДК справили новоселье. Капитальный ремонт здания в 2001-02 гг. существенно преобразил интерьеры и возвратил входам изначальный вид. Красивая покраска главных фасадов сделала его еще более заметным и привлекательным.

(Продолжение следует).