Сегодня: 20 апреля 3275, Суббота

«31 Завод авиационного технологического оборудования» 6 сентября отметил 75-летие основания.  В торжествах приняли участие: глава Администрации Новочеркасска Игорь Зюзин, председатель городской Думы – глава города Юрий Лысенко, президент  Торгово-промышленной палаты  Марина Носкова, председатель Совета директоров Новочеркасска Сергей Подуст, член Совета директоров «31 ЗАТО» Сергей Прихожко

Исторический путь Открытого акционерного общества «31 завод авиационного технологического оборудования» начинается в августе 1944 года с момента формирования в городе Серпухов, Московской области, 181-й центральной ремонтной базы (ЦРБ-181).

На ЦРБ-181 ремонтировались отечественного производства и трофейные передвижные электростанции, электродвигателя, компрессоры. В феврале-апреле 1945 года ЦРБ-1891 была передислоцирована в г. Харьков, а в августе 1946 года – в город Новочеркасск, поселок Хотунок, на площади самолетных мастерских №307, обслуживающих аэродром.

База имела 73 единицы станочного оборудования, численный состав – 176 человек, в основном военнослужащих.

В марте 1952 года 181 ЦРБ была переформирована в 31 завод авиационного технологического оборудования ВВС («31 ЗАТО») по штату 29/260. Наряду с выпуском уже освоенной продукции было налажено производство по ремонту и изготовлению металлорежущих станков. В последующем было отремонтировано с глубокой модернизацией  более 500 и изготовлено более 200 новых токарных станков.

В связи с ростом сложности и технического уровня авиационной техники и ВВС появилась потребность в обеспечении авиаремонтных предприятий нестандартизированным  технологическим оборудованием  для ремонта. Поэтому  командованием ВВС перед «31 ЗАТО»  была поставлена задача освоить проектирование и  изготовление такого оборудования.

Первым образцом, спроектированным и изготовленным в 1953 году, был стенд С-01-53 для испытания трехпозиционного золотника ГА-58 самолета И2-28. Именно в 1953-1956 гг. изготавливались первые комплекты стендов для испытания после ремонта агрегатов и систем самолетов Ил-28, МиГ-15,  МиГ-17, вертолета Ми-4, двигателей ВК-1, Ал-7ф1, РД-3М-500.

1956-1958 гг. характеризуются изготовлением оборудования для испытания агрегатов тяжелых самолетов типа ТУ-16, ТУ-95, а также большого количества специальных стремянок и тележек для обслуживания различных типов самолетов при ремонте.

Уже к 1958 г. завод основную часть своей продукции выпускал как технологическое оборудование для ремонта авиационной техники.

В 1960 г. освоено  изготовление шумоглушителей типа СГ-15 «Шумоглушитель горизонтальный», предназначенный для глушения шума на выхлопе авиационных двигателей с небольшим расходом воздуха.

В марте 1960 г. согласно Директиве Генерального штаба ВВС №375405 от 02.03.1961 г.  31 ЗАТО присвоено условное наименование – Воинская часть 13822.

В 60-е — 90-е годы авиация стремительно развивалась. Были приняты на вооружение самолеты МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, Су-7б, Су-15, Су-17, Су-20, Су-24, Су-25, Су-27, Як-28, Ан-8, Ан-12, Ан-22, Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ту-22М, Ту-22М2(3), Ту-124Ш, Ту-134, вертолеты Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-24 и т. д.

Для освоения их ремонта авиаремонтным предприятием ВВС потребовалось огромное количество нового нестандартизированного технологического оборудования для каждого типа летательного аппарата, включая и для ремонта его двигателей. Кроме того, со второй половины 60-х годов завод приступил к выпуску оборудования на экспорт. За прошедшее время было поставлено оборудование более чем в 20 стран мира.

Удовлетворить эту потребность было возможно только при постоянной реконструкции и техническом перевооружении производства, так как к началу 1970-х годов оборудование и производственные площади в значительной мере нуждались в обновлении и расширении.

Интенсивная работа по реконструкции проводилась в 1975-1990 годах. За эти годы, в основном, все производственные подразделения были обеспечены помещениями, отвечающими санитарно-техническим нормам. Эта работа производится и в настоящее время.

В 1975 г. освоен выпуск высокоэффективных шумоглушителей типа СГ-20 и СГ-30, предназначенных для глушения шума на выхлопе авиационных двигателей со значительным расходом воздуха во время их испытаний. Ими были оснащены практически все заводы  АРП ВВС СССР.

Усложнение конструкций авиационной техники потребовало разработки и изготовления испытательного оборудования, которое должно позволять с максимальной объективностью оценить контролируемые параметры. Контрольно-сдаточные испытания агрегатов должны были производиться с максимально плотной  и приближением к условиям реальной их эксплуатации при максимальных значениях параметров по давлениям, скоростям, производительности, температуре и силовым нагрузкам.

Создается комплекс универсальных стендов по принципу агрегатирования с применением автоматики и средств объективного контроля.

В 2003 году командование ВВС поставило перед предприятием новые задачи: с целью поддержания боевой готовности воздушных армий, освоить ремонт средств наземного обслуживания специального применения (СНО СП).

Специалистами предприятия были разработаны технологические процессы ремонта и освоено изготовление  отдельных узлов буксировочных водил, гидравлических подъемников, гидродомкратов, спецприспособлений для  подвески авиационных средств поражения, лестниц, стремянок, тележек монтажных и транспортировочных для двигателей и составных частей самолетов и вертолетов.

В процессе освоения ремонта СНО СП возникло тесное сотрудничество с инженерно-авиационными службами армий, стоящих на постоянном боевом дежурстве. Это позволило глубже вникнуть в их проблемы и выяснить острую потребность в дооснащении армейских соединений некоторыми видами наземного оборудования. В связи с этим, имея лицензии Российского авиационно-космического агентства на разработку производства вооружения и военной техники, завод разработал и изготовил опытные образцы СНО СП, аттестовал их в Государственном летно-испытательном центре, получил разрешение на серийное производство и поставку в вооруженные силы России. Более 300 единиц специального наземного  оборудования было изготовлено и отправлено в разные регионы страны – от Санкт-Петербурга до Хабаровска.

В настоящее время, имея интеллектуально и технически подготовленный персонал, а также соответствующие Лицензии и Сертификаты, ОАО «31 ЗАТО»  проводит, в т.ч.,  проектирование и изготовление нестандартизированного технологического оборудования для ремонта летательных аппаратов и их двигателей нового поколения, изготавливает 36 наименований СНО СП.

В конструкциях,  выполняемых на предприятии испытательных стендов, широко используются новое поколение интеллектуальных датчиков дистанционного контроля технологических параметров:  давления, расхода, температуры газовых и гидравлических сред с применением вторичных приборов с цифровой индикацией. Применение новых приборов позволило создать программно-аппаратные комплексы для снятия параметров и обработки их результатов на персональном компьютере с построением и печатью контрольных листов испытания.