Сегодня: 15 октября 2018, Понедельник

Меньше недели остается до показа на сцене Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской спектакля «Дети солнца» по мотивам пьесы М. Горького в постановке приглашенного московского режиссера Анатолия Ледуховского второй премьеры нового, 194-го, театрального сезона.

 Анатолий Ледуховский окончил режиссёрское отделение МГИК. Ставит спектакли в театрах России, Швеции и Германии. С 2008 года возглавил в Москве проект «Домашний театр в доме Щепкина». С 1997 преподаёт режиссуру на факультете сценографии РАТИ (ГИТИС). Лауреат премии им. Сальво Рандоне Национального фестиваля итальянского театра, лауреат премии «Золотая маска».

Горький был выбран новочеркасским театром не случайно – в год 150-летнего юбилея писателя спектакль «Дети солнца» пополнит классический репертуар наряду с пьесами Островского, Чехова, Достоевского. Донской драматический продолжает следовать традициям рус­ского театра, для которого важна та драматургия, где, независимо от места и времени действия, на первый план выходит суть природы человека — то, что его волнует, движет его чувствами и поступками… Поэтому в этом театре вы никогда не столкнетесь с пошлостью и сценической развязностью. Классическая драматургия тем театру и интересна, что ищет ответы на вопросы, которые люди, похоже, будут задавать себе еще очень долго.

            Анатолий Ледуховский: «Произведение Горького «Дети солнца» абсолютно актуально и созвучно сегодняшнему дню. Для меня это очень важно. Почему я не люблю современные пьесы: открываешь текст, прочитываешь первую страницу, и надо снова возвращаться к началу, потому что забываешь, кто есть кто. Какие-то пустые слова, искусственные идеи… А вот когда я открываю Горького, начинаю читать, то тут же вижу людей — все по-разному мыслят, по-разному говорят. Это не просто текст, это и есть драматургия».

Не впервые А.Ледуховский обращается к творчеству писателя. Его спектакль «Васса», поставленный на сцене «Ведогонь-театр» (Москва — Зеленоград)  по мотивам первого варианта пьесы «Васса Железнова,  получил премию «Золотая Маска» 2014 г.  в номинации «Лучший спектакль в драме, малая форма».  «Опыт общения с Горьким оказался успешным, поэтому я согласился на эту постановку, — говорит Анатолий Владимирович. – «Дети солнца» — очень непростая пьеса, но когда еще посчастливится её поставить!»

У режиссёра свой подход к произведению: по его словам, на первом этапе работы над пьесой он старается «не погружаться в нее глубоко, потому что, если сразу начинаешь детально разбирать материал, потом очень сложно придумать что-то новое, неожиданное – начинает довлеть текст, и образы невольно подчиняются конкретному содержанию. Поэтому сначала важно иметь легкое ощущение от материала, и тогда уже рождается образ героя».

А герои в пьесе страшно отдалены друг от друга – мужья от жен, женихи от невест, братья от сестер, прислуга от господ… Абсолютная разрозненность и непонимание. Каждый — особый портрет, поэтому артистам нужно играть не просто характеры, но и их истории, биографии. «Главное, что понравилось в работе с артистами новочеркасского театра, — это ощущение ансамбля. Обычно бывает, что кто-то один играет, а другие подыгрывают. Здесь же полная слаженность и согласованность, — отмечает Анатолий Ледуховский. —   Для меня всегда очень важно, когда артисты восприимчивы, когда они понимают, что нужно делать. И в этом смысле мы услышали друг друга. Мне трудно даже  кого-то выделить, приведу лишь пример с Валентиной Ивановной Иванковой. Поначалу она просто сидела в зале, смотрела и слушала, что я говорю другим артистам. Но внутренняя работа, похоже, шла огромная. И, когда я ее вызвал в первый раз, спустя три недели после начала работы над спектаклем, на сцену вышел человек, который совершенно точно понял мою стилистику — как надо играть, в какой манере, что от неё нужно. Она пришла с фактически выученным текстом и уже придуманными сценами, которые абсолютно совпадали с тем, что я хотел, как будто мы репетировали раньше».

Анатолия Ледуховского называют мастером минимализма, что сказывается, прежде всего, на визуальном ряде его спектаклей. Что же касается «Детей солнца», то здесь сам контекст не предполагает «богатого оформления». По сути действие пьесы происходит в дворянском особняке, но он уже в «руинах» – всё здесь наполнено неотступным ощущением приближающейся трагедии. Поэтому для режиссера Анатолия Ледуховского, который одновременно является и художником по свету, художника-постановщика Степана Зограбяна, художника по костюмам Софии Зограбян важно передать прежде всего характер эмоций, переживаний героев.

Говоря о работе цехов театра, режиссер отмечает: «Нам удалось подстроиться друг под друга. Боюсь загадывать, но пока есть надежда, что все получится. Мне всегда интересно работать тогда, когда ты ощущаешь, что людям, участвующим с тобой в одном процессе, тоже интересно. И здесь я это почувствовал».

Спектакль еще не вышел, а разговоры, между тем, идут разные, но суть сводится к одному: мы не увидим классического Горького. Анатолий Ледуховский: «У каждого своё восприятие автора, как определить ту грань, за которой будет сказано: это уже не Горький. Я показал его произведение таким, каким вижу его я. Вполне возможно, оно совпадёт с личным ощущением других людей, возможно, нет. Кстати, моя «Васса» выстроена в контексте 1960-1970-х годов – это просто семья, переживающая разлад отношений. Ведь чем хорош Горький – когда ты его читаешь или смотришь на сцене, кажется, что все происходит здесь, сейчас, каждый день».

Елена Тахаева

Комментарии (0)

Добавить комментарий