Сегодня: 21 января 8443, Среда

Будущее не придет само,

если  не примем мер.

   За жабры его, — комсомол!

   За хвост его, — пионер!

В. Маяковский

 

Президент РФ Владимир Путин в октябре 2015 года создал новую общенациональную детско-юношескую организацию — Российское движение школьников. Задача РДШ состоит в том, чтобы каждый школьник смог раскрыть свои таланты, стать достойным гражданином и патриотом своей страны. Минобрнауки совместно с Росмолодежью создает все необходимые для этого условия.

А созданное по инициативе главы оборонного ведомства Сергея Шойгу Всероссийское военно-патриотическое движение «Юнармия»  должно выполнять миссию не подготовки кадров для Вооруженных сил, а воспитание настоящих патриотов России. Минобороны готово заинтересовать молодежь интересными и важными для страны делами.

Что это? Назад в СССР? Нет, это возможность «выволакивать будущее», как называл процесс объединения молодежи Маяковский. Это замечательное свойство  — брать от прошлого все лучшее и переносить его в сегодняшний день. Не допускать подмены понятий и девальвации патриотизма у молодежи.

Давайте наглядно рассмотрим алгоритм разрушения нашей традиционной системы ценностей. Возьмём лозунг, звучащий часто и отовсюду: «Бери от жизни всё!». Казалось бы, что здесь плохого? Но согласитесь, что призывы «брать от жизни всё» подразумевает сугубо эгоистичные и корыстные установки, причем они даже не предполагают становления молодого человека как личности. Ведь для этого, как вы помните из рекламы, достаточно лишь хлебнуть «Фанты». Вам не нравятся отголоски советской пропаганды, когда-то призывавшей жить во благо общества? Тогда давайте вспомним знаменитую фразу 35-го президента США Джона Кеннеди: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей страны». Чем такая установка отличается от сути советской системы воспитания и мотивации граждан? Чем она вообще плоха?IMG_7628

Почему у части нашей молодёжи формируется потребительское отношение к жизни? Подрастающим поколением надо заниматься. Причём – на уровне, по примеру СССР, предполагающем наличие сформированного и поддерживаемого государством идеологического русла.

Давайте вспомним, что в советское время эта самая государственная идеология воспитания молодежи реализовывалась на приоритетном уровне, ненавязчиво и интересно увлекая подростка сквозь грандиозную систему молодёжных организаций: октябрят, пионеров и комсомольцев.

Эффективность ранней советской идеологии вызывает восхищение, у некоторых порой граничащее с недоумением. Оно и неудивительно — молодёжи 21 века трудно понять мотивацию человека, который сознательно отдаёт жизнь за свою Родину, бросаясь под танк с гранатой или закрывая грудью амбразуру ДОТа.

Идеологи СССР на вершину общественной пирамиды сознательно вознесли человека труда, не забыв поставить рядом солдата, при этом возведя моральное поощрение в ранг абсолюта.

 

Пионерами были практически все, кто успел пожить в СССР в возрасте старше 10 лет. Чтобы не приняли в пионеры — надо было быть совсем уж конченым отморозком. Правда, так было не всегда. На заре пионерской организации туда принимали только лучших, но потом критерии снижались, и к семидесятым-восьмидесятым годам стали принимать вообще всех.IMG_7614

Прежде чем стать пионером, нужно было побыть октябрёнком.

Пионерам не засоряли мозг идеями партии и цитатами Маркса. Основной целью пионерской организации было нормальное развитие детей, мотивация к хорошей учёбе, приобщение к спорту, воспитание духа товарищества и взаимовыручки.

Само по себе ни название «пионер», ни пионерский галстук не имеют отношения к коммунистической символике и идеологии. Слово «пионер» означает первопроходец.

Как уже говорилось, пионеры не были фанатичными коммунистами, да и вообще не вникали особо в политику в силу возраста. Это сейчас, с развитием Интернета, каждый ребёнок считает нужным рассуждать о политике с видом эксперта.

Пионеры активно помогали друг другу в учёбе, спорте. Например, к плохому ученику прикрепляли отличника-пионера, который занимался с ним дополнительно.

Именно руководство пионерской организации давало рекомендации для приёма пионера в комсомол.IMG_7577

К началу восьмидесятых пионерское движение скатилось в унылый формализм. Галстук стал не предметом гордости, а обычным элементом одежды. К середине восьмидесятых уже почти никто не носил их вне школы, а к концу восьмидесятых старались не носить и в школе. Ещё с семидесятых всё чаще среди пионерских активистов стали попадаться карьеристы, использующие пионерию и комсомол исключительно как социальный лифт. Таким образом, пионерская организация, как и весь СССР, сначала умерла идеологически, а чуть позже уже по факту.

Кто родился в СССР не позднее 1980-х гг., как правило, читал те самые нужные книжки, о которых пел Владимир Высоцкий, смотрел правильные фильмы, воспитывался на рассказах ветеранов войны. А главное – советский человек чётко разделял добро и зло, при этом осознавая смысл своей жизни. Помните, как было сказано у Николая Островского: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»? Много ли наших сограждан сейчас смогут обозначить критерии оценки качества жизни, не опираясь на материальную составляющую?

Об этом и говорили на совместном заседании Общественной палаты Ростовской области и Общественной палаты города Новочеркасска.

Общественная палата Ростовской области выступила инициатором проведения совместного, с новочеркасской Общественной палатой,  диалога или  «круглого стола» на тему  «Пути интеграции детей, подростков и молодёжи в коллективные формы их самодеятельности. ЮНАРМИЯ. Российское движение школьников», который и состоялся 30 марта в Новочеркасске.

Елена Шуякова

Елена Шуякова

Участниками «круглого стола», помимо представителей Общественных палат, были директор ГАУ РО «Центр патриотического воспитания молодежи Ростовской области» Павел Препелица, председатель комиссии Общественной палаты Ростовской области по взаимодействию с общественными советами при органах исполнительной власти Ростовской области, органах местного самоуправления и некоммерческими организациями Татьяна Зенкова. Стоит отметить, что Татьяна Геннадьевна Зенкова имеет опыт практики и управления в системе образования сорок лет. Её профессиональная карьера: учитель, завуч, директор школы, начальник областного отдела образования, заместитель министра, советник министра. Из двадцати четырёх лет государственной службы Татьяна Геннадьевна семнадцать посвятила плодотворной деятельности в министерстве общего и профессионального образования Ростовской области.

Председатель РРДМОО «Содружество детей и молодежи Дона» Галина Соловьева, кандидат исторических наук Елена Шуякова, директор колледжа промышленных технологий и управления Галина Григорьева, представители Управления образования Новочеркасска, отдела молодежи, депутатского корпуса, молодежного парламента и молодежного правительства.

Что знает сегодня молодежь о Российском движении школьников или ЮНАРМИИ? Интересно ли им это? Или только мы, пройдя пионерско-комсомольскую юность, можем ностальгировать по упущенным ценностям? Блиц-опрос, проведенный в спортивной школе №2 среди детей от 9 до 14 лет и их родителей, показал, что ни те, ни другие ничего не знают о таких молодежных движениях. Не знают 86% опрошенных. И только 4 ребенка из 54 выразили желание подключиться к деятельности этих организаций. Причем, это были спортсмены, а, значит, наиболее динамично настроенные ребята.IMG_7728

Цель мероприятия ставилась, прежде всего, ознакомительная —  презентовать и обсудить успешные практики коллективных форм детско-молодёжной самоорганизации. Выработать комплекс мер и предложений по развитию движений ЮНАРМИЯ и Российское движение школьников.

В числе рекомендаций, выработанных и попавших в резолюцию «круглого стола», — содействовать на территории города реализации проектов Российское движение школьников и Юнармия.

Александр Берест

Александр Берест

— Оптимизировать систему вовлечения подрастающего поколения заниматься общественно-полезной деятельностью, приносимой реальный (а не мнимый) социальный эффект. Основой данной системы должен стать пример старших. Активно использовать институт наставничества.

— Повышать у подрастающего поколения чувство социальной ответственности и формировать представление о причастности к реализации общегородского уровня задач.

Но главной целью собравшихся за «круглым столом» общественной палаты Новочеркасска была не вошедшая в резолюцию, но буквально повисшая в воздухе, задача:  преломление сознания молодежи и вовлечение ее в общественную жизнь, не подкрепленную ни финансовыми, ни иными мотивами мифических карьерных лифтов.

Ирина Васильева

фото Никиты Чурсина

 

Комментарии (0)

Добавить комментарий