Сегодня: 26 Апрель 2017, Среда

Как в одной школе Новочеркасска попытались пробудить у детей исследовательской интерес и что из этого вышло.

Я мама пятиклассницы. И у меня много претензий к школьному образованию. Не к учителю, не к школе, а к системе в целом. Дети учатся больше, чем мы в их возрасте, а знают меньше, перегружены, лишены детства. «Нынче в школе первый класс вроде института»! Хотя эти строки еще 30 лет назад пели, но ведь вот оно, «дитё» – родненькое, замученное учебой! Все на его юную голову: новые федеральные госстандарты какие-то, обязательная внеурочка, куча домашки, докладов, презентаций… Так и хочется воскликнуть: бедные дети! Что я частенько, по секрету скажу, и произношу в разговорах с другими мамами.719

А тут мне в школе намекнули, что, мол, вы не только мама, но и журналист. И неплохо бы написать, наконец, не про ерунду всякую, а про нашу школу. Что она Первая не только по названию, а везде и во всем. Инновации внедряет, модернизацию проводит, конференции устраивает. Тем более, что дочка ваша в конференции этой участвовала, их проект третье место занял, обошли старшеклассников. А про дочку-то как не написать, не похвастаться? Да не тут-то было!

 

НА ЛИЦО УЖАСНЫЕ,

ДОБРЫЕ ВНУТРИ

 

Снабдили меня, как водится, вспомогательными материалами. Чтоб про всех и обо всем, с предысторией, по справедливости! У меня, честно говоря, скулы свело от обилия умных слов. Вот попробуйте, вчитайтесь в первый абзац: 15.10.2014 МБОУ СОШ №1 присвоен статус муниципальной инновационной площадки, осуществляющей разработку и внедрение нового содержания образования для реализации проекта: «Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества образования».

Страшно?

Вот и мне страшно стало. Но отбросила я страхи. Потому что все умные слова только с виду оказались ужасными, а задумка-то – очень даже хорошая! Только представьте: дети сами себе придумывают, чего изучать, потом изучают, а потом еще и других детей этому учат! Все с удовольствием, никого не надо заставлять и заинтересовывать! Мечта учителей, сказка для родителей! Конечно, и те и другие в стороне не остались. Преподаватели помогали с подбором тем, правильным оформлением работ, родителей задействовали в поиске материалов и реквизита (хотя, возможно, старшеклассники родителей и не трогали, тут уж точно не знаю).

Что видят зрители? Ученики вышли и рассказали интересную тему, показали слайды и экспонаты, провели мастер-классы. А что скрыто от их взгляда? Огромная проектно-исследовательская работа, которая очень многому научила ребят. Проявлять инициативу, работать в срок. Определить цель и шаги для ее достижения. Планировать свою работу, координировать с другими участниками проекта. Искать и обрабатывать информацию, анализировать. Оформлять письменный отчет (умение составить план, оформить сноски и библиографию еще очень даже пригодится дальше, в учебных заведениях следующей ступени).

 

МАЛЕНЬКИЕ ДА УДАЛЕНЬКИЕ

 

V общешкольная конференция «Наши проекты и исследования» проходила в первой школе 13 мая. 158 выступающих представили на ней 79 проектов и исследовательских работ. Разнообразие экспонатов поражало воображение уникальностью и глубиной исторического пространства. Например, детям было по-настоящему интересно узнать о предметах, которые каких-то сто лет назад были в каждом доме: керосиновая лампа, прялка, тряпичная кукла.

Всего работало 8 секций: в двух выступали ученики начальной школы, остальные шесть — для 5-11 классов, 2 из которых – на английском языке. Кстати, малышей впервые допустили к участию, до этого проекты защищали только старшеклассники. И тем более удивительно, что сразу же победителем оказался ученик третьего класса Марк Скрынников, а бронзовыми призерами — группа учеников пятого класса.

Конференция проводится ежегодно вот уже пятый раз. Поэтому все идет как по нотам. В течение года учащиеся проводят исследования, трудятся над творческими и социальными проектами. В конце года – выступают перед жюри, защищают свои работы. По итогам каждой конференции выпускается школьный сборник эссе «ИСТОК» (Исследования Сообразительных, Творческих, Одарённых Команд), в котором публикуются тезисы проектов, ставших победителями и призёрами.

Количество участников конференции постоянно растет. Например, в прошлом году заслушали 61 проект. Впервые работало 2 секции английского языка. Особое внимание жюри заслужили проекты «Мой старый школьный двор», «Мой герой», «Курс на солнце», «Назад в школьное прошлое», «Школьное телевидение», «Школьная газета СТУПЕНИ 20 лет с нами», «Память сильнее времени», «Роковая сделка», «Мы – против наркотиков», «Подари радость», «Англия – ближе, чем нам кажется», «Азы публичного выступления».

Председатель жюри, замдиректора по УВР Инна Николаевна Терещенко, отметила, что трудно было отдать предпочтение конкретному победителю:

— Особое мнение было высказано в адрес тех, кто стоит в самом начале творческого пути, глубоких исследований и научных открытий. Это ученики младших классов. Каждое из их исследований – это замечательное путешествие в историческое прошлое — времена наших прабабушек и прадедушек. Особого внимания заслуживает проектно-исследовательская работа победителя, ученика 3в класса Марка Скрынникова «Военные хроники моей семьи». А благодаря таким ученикам, как Любовь Небежко, Софья Белоненко, Дарья Янченко, Яна Цапко, Серафима Шаврина (5б класс), участникам конференции посчастливилось окунуться в мир детских ощущений и почувствовать стремительность времени и быстрых технологических перемен.

 

ВСЕ ПО-ВЗРОСЛОМУ

 

Интерес к исследовательской и проектной деятельности рождается не сразу. Это длительный и кропотливый  процесс, который невозможен без участия учителя-наставника,  который всегда рядом и чуть-чуть впереди.

Да, прялка нашлась в кабинете истории, а материалы можно было поискать в интернете и в библиотеке, но для того, чтобы это был не реферат, а настоящее исследование, понадобилось ежедневное, вдумчивое руководство учителя истории Ольги Михайловны Тарасовой.

Что уж говорить о проектах старшеклассников! Проект экологического сообщества «Гармония» под руководством Людмилы Борисовны Дубовской подразумевало системную исследовательскую работу. И огромную помощь им оказали ученые из ЮРГПУ (НПИ). Проводя исследования в условиях современной лаборатории, ученики перенимали знания, опыт и мастерство сотрудников кафедры «Водное хозяйство, инженерные сети и защита окружающей среды»  ЮРГПУ (НПИ). Преподавательский коллектив кафедры, возглавляемой доктором технических наук В.П. Костюковым, сумел заинтересовать ребят проблемами экологического состояния окружающей среды.

Участники экологического проекта «Электролитический способ получения гипохлорита натрия и его использование в обеззараживании питьевой воды»  искренне ценят профессионализм, доброжелательность, системность в работе, проявленную канждидатом технический наук, ассистентом кафедры И.В. Пчельниковым, и надеются на дальнейшее сотрудничество и реализацию новых совместных планов.

 

БУДЕТ ИНТЕРЕСНО!

 

В сентябре школа устраивает большое мероприятие: публичный отчет о проектно-исследовательской деятельности  за 5 лет. В актовом зале соберутся родители, ученики, социальные партнеры. Перед ними будут выступать лучшие участники конференции:

Ученик 3-В класса Марк Скрынников — с исследованием «Военные хроники моей семьи»;

Десятиклассницы Анна Плотникова, Екатерина Дубровина, Ирина Гуцу, Вера Чередниченко, Анна Клименко — с проектом «Шаги к ораторскому искусству»;

Ученицы 5-Б класса Любовь Небежко, Софья Белоненко со сценарием школьной экскурсии о прялке;

Их одноклассница Серафима Шаврина — с проектом «Исторические источники. История появления кукол»;

Дарья Янченко и Яна Цапко (5-Б класс) — «Исторические источники. История появления керосиновой лампы»;

Михаил Коваленко, Антон Меркулов, Татьяна Полякова, Ангелина Фархат (10-Б класс), Ирина Гуцу (10-А класс), Анна Черемисина, Аврора Недвигина (7-А класс), Александра Сальникова, Екатерина Задворных, Анна Торская (7-В класс), Дарья Рыженкова (7-Г класс) — с проектом «Читая сонеты  Шекспира…»;

Полина Топоркова, Софья Рябова, Анастасия Кружилина (9-В класс), Аксинья Душенко (9-Б класс), Герман Хлиян (10-Б класс), Яна Винокурова (10-А класс) — с исследованием «Электролитический способ получения гипохлорита натрия и его использование в обеззараживании питьевой воды»;

Дмитрий Шевченко (6-В класс) — «Поговорим  о муравьях»;

Кирилл Плющев (10-А класс) — «Мне есть чем гордиться».

Приходите, будет интересно!

 

Анастасия Небежко.

Комментарии (0)

Добавить комментарий