Сегодня:

История возрождения мечети, или, как строго говорят взыскательные мусульмане, молитвенного дома в Новочеркасске – это история благородства, щедрости и глубокой веры. В 2010 году житель Новочеркасска Ильяс Сиит купил дом с земельным участком на Татарке и отдал его под молитвенный дом. Верующие собрали деньги и сделали в нем ремонт. Дом был очень старый, дореволюционной постройки, без удобств, и в него пришлось заводить водопровод, потому что перед молитвой мусульманин обязательно совершает омовение. Зато участок просторный, и здесь Ильяс, надеясь на лучшие времена, предполагал построить настоящую мечеть, с минаретами и полумесяцами.

Мама  Ильяса Сиита выросла на Татарке и дожила до 89 лет. Афифя Асанова была не просто грамотным человеком, она умела писать арабской вязью на татарском языке. В обычных тетрадках Афифя записывала молитвы, и эти уникальные записи остались в семье (у нее было семеро детей), сейчас находятся у сына Ильяса. Это музейный экспонат, и хранятся тетрадки в правильном  месте — в молитвенном доме на Татарке.

Афифя успела выучиться в медресе. Школу в Татарском закрыли в 1925 году. Мечеть разобрали на оборонительные сооружения во время Отечественной войны. Для проведения богослужений арендовали поселковый клуб, но он развалился уже в перестроечные времена. Погибала великая культура. Ведь родители  боялись передавать свои знания и свою веру детям. Весь ход российской истории в двадцатом веке доказывал, что все это может не только не пригодиться, но еще и навредить. Из-за гонений на религию запрещали богослужения по усопшим, и мусульманское кладбище стало заброшенным. Вообще по своей многострадальности татары недалеко ушли от остальных россиян. Когда все летит под откос, но остаются вера и любовь, религия может собрать народ, дать ему надежду и утешение.

Молиться можно и в одиночестве, и в своем доме, но коллективный намаз увеличивает благость Всевышнего, говорят верующие. И Аллах дает благо в трудную минуту.  Люди стали приходить на Нечаева, 15. Сначала их было десять человек, и они собирались в уютном, устланном мягкими ковриками доме. Но верующих становилось все больше, и они перестали помещаться в комнатах, молились во дворе. Курбан-Байрам, Ашура, которые собирали по полторы-две сотни человек, проходили на улице, под дождем, потому что многие жители Новочеркасска и окрестностей уже воспринимали мусульманские праздники как свои. Осенью 2015 года нужда во вместительном помещении стала особенно острой.

Богослужения проводил молодой имам Хатыб, Ахмад Хаджи. Его родина – Дагестан, там же получил религиозное образование. Учился восемь лет. Знает пять языков, в том числе арабский. Всю свою жизнь изучает Коран, чтобы, правильно трактуя Великую книгу, отвечать на сложные вопросы верующих. Он живет в нашем городе уже несколько лет, но говорит, что ни разу не встречал человека, который бы сказал ему, что мусульмане, мечеть и восточная мудрость Корана не нужны в Новочеркасске.

И снова один из прихожан, предприниматель Газимухамад   (его знают только по имени) предложил мусульманской общине Новочеркасска в вечное пользование собственный дом. Благородный поступок во имя Всевышнего и ради Всевышнего. Наверное, человек знал, для чего строил, потому что дом получился светлый, с хорошей атмосферой внутри. Это двухэтажное здание со множеством окон, но без разделения на этажи. Большой двусветный зал с балконом. Пол устлан ковром с очень высоким теплым ворсом, в котором утопают ступни.

И вот в Новочеркасске на Хотунке открылась и работает вместительная мечеть, а вернее, молитвенный дом (пока без минаретов) на Луначарского,12. Службы ведет имам Хатыб, Ахмад Хаджи. Он поселился в соседнем с молитвенным домом здании, принадлежащем тоже благотворителю. Это очень хорошо, что имам всегда рядом и доступен для прихожан. Служба в мечети, намаз, проходит по пятницам и начинается в 12.35. Здесь же, в молитвенном доме имам Хатыб обучает арабскому языку, ведь Коран, как известно, написан арабской вязью. Чтобы все, кто хочет, могли прочесть Книгу самостоятельно.

Камал Муртазалиев, председатель общественного совета народностей Дагестана, живущих в Новочеркасске, многие из которых ходят в молитвенный дом, говорит, что в наше время, когда в мире происходят страшные вещи, очень нужно привлекать молодых людей в мечеть, дать им правильную религию, учить их молиться так, как молились наши предки. «Человек, который хочет познать настоящую религию, приходит в мечеть. Рядом живет мулла, который доступен и днем, и ночью, ему можно будет все рассказать, если плохо на душе. Если бы так было в каждом городе».

«Я сам туда прихожу, встречаюсь с людьми. Все друг друга знают, грубого слова не скажут. Но если я увижу неприглядное поведение нашего прихожанина в другом месте, всегда могу упрекнуть при всех. И это производит впечатление, прихожане прислушиваются, это уже воспитание. И наш земляк не будет допускать такие поступки, потому что знает, что я приду в пятницу на намаз и могу рассказать об этом при всех».

«Мы хотим, чтобы нас поняли. Увидели, кто ходит в мечеть и для чего. Вокруг молитвенного дома живут люди. И прихожане стараются не тревожить окружающих. Подают молодежи пример культурного сосуществования. И мусульманство привлекательно для людей. Недавно два новочеркассца другой веры приняли ислам».

Депутат городской думы Сергей Осадчий говорит, что у него нет неприятия к культовым сооружениям иной веры, если  они построены с соблюдением всех норм и правил.

Сергей Осадчий

Сергей Осадчий

«Нам нельзя рисковать, нельзя разжигать ненависть на межнациональной и межрелигиозной почве. Все  российские граждане имеют право на свободное  вероисповедание. Самое главное, чтоб не было экстремизма. И меня радует, что позитивная энергия людей воплощается в церкви и мечети, куда и православные, и мусульмане приходят помолиться, а заповеди во всех религиях примерно одинаковые. Если люди лишены духовной жизни, это гораздо хуже…»

«В тоталитарном советском государстве была идея. А когда идеи не стало, и еще не вернулось то, что было до Советского Союза и не пришло то, что будет после, в это время появилось самое страшное — экстремизм, преступность, коррупция, и это дало всходы, которые мы пожинаем сейчас. Но мы движемся в правильном направлении религиозных ценностей, и пусть будет верующих и молящихся людей чем больше, тем лучше».

Марина КОРВЯКОВА.