Сегодня:

Странно, но эта школа понравилась мне сразу.  Далеко не новая, но чистенькая, ухоженная, уютная. Домашняя какая-то. Было жарко, двери в классы открыты, слышны спокойные приятные голоса учителей. Никаких криков. Из двери с надписью «Музей боевой и трудовой славы»  несется … английская речь!  Толстенькая девочка в белых гольфах дает звонок на перемену.

Приветливый охранник сразу откликается на мой вопрос: «Можно мне пройти в класс к Любови Александровне Корсаковой? Это у вас новая учительница из Украины». – «Знаю, знаю, я ей помогал костыли донести. Второй этаж, до конца, рядом с кабинетом директора».  И вот теперь я иду по школьному коридору и слышу спокойные голоса учителей. Вот и нужный мне кабинет. Дожидаюсь звонка, и: «Здравствуйте, Любовь! Мы, наконец, лично с вами встретились!».13-Корсакова

В результате нашей встречи вышло довольно сумбурное интервью. Оно перед вами.

— Люба, мы про вас писали: избили, чуть не убили луганскую журналистку за ее антифашистскую деятельность. Что вы лежали в больнице. Что собирались работать в школе. Начался новый учебный год, и мы решили узнать, что и как. Нашли вас в школе, на уроке географии в 7-м классе. На костылях. Что произошло за это время?

 

— Во-первых, меня выписали из больницы и сняли гипс. Хочу сказать огромную благодарность врачам БСМП, которые меня оперировали. Это Сергей Серафимович Черных и Никита Борисович Щигарев. Операция была очень сложная: за один операционный период меня прооперировали в трех местах. Поставили специальную внутреннюю металлоконструкцию. Швы, спицы, гипс… С гипсом я шесть недель проходила. Сейчас приходится заново учиться ходить. Еще пришлось оперировать рот, потому что его напавшие на меня люди пытались разорвать. Видимо, когда я уже была без сознания, вливали алкоголь, чтобы выдать за пьяную. Оперировал Денис Анатольевич Линник, я ему тоже благодарна страшно, он по пять раз на день прибегал,  сам лично делал перевязки…  Люди, которые меня избили, я думаю, имеют отношение к медицине, потому что делали это, скажем так, профессионально. У меня не вывих или подвывих – они профессионально дробили ногу. И открывали рот и вливали алкоголь, потому что знали российский менталитет – какое отношение к валяющейся пьяной женщине. А мне на следующее утро нужно было идти в школу устраиваться на работу, в 8.30 у меня была назначена встреча с директором, какой алкоголь?

 

— Вы хотите поблагодарить врачей, которые вас лечили?

 

— Низкий поклон людям, которые оказали такую вот помощь, профессиональную помощь. Сергею Серафимовичу, Никите Борисовичу, Денису Анатольевичу. Сестричкам, которые за мной ухаживали. Я не знаю их фамилий. Октябрина Михайловна работает медсестрой уже почти пятьдесят лет, но и судно вынесет, и кушать принесет — работник универсальный, никакого труда не гнушается. Девочки, которые работают на посту: Зоя Александровна, Лариса Петровна, Аня, еще одна Аня… Вы понимаете, такой коллектив там,  как одна семья. Они очень любят своего заведующего Никиту Борисовича, он заведует травматологическим отделением, и очень они не хотят его подвести ничем, поэтому все действия этого коллектива такие слаженные.  И еще я хочу сказать огромное спасибо вот за что. Металлоконструкция, которую мне поставили, платная и стоит не дешево. Мне ее поставили бесплатно, за счет бюджетных средств. Думаю, что разрешение на это дал мэр города Владимир Витальевич Киргинцев. Без него – вряд ли. Я искренне благодарна ему за это. И притом он своих заслуг никак не афишировал, нигде об этом не говорил.

 

— Люди сделали то, что должны были сделать.

 

— Да, но можно было и не делать, я пока еще гражданка другой страны,  хотя являюсь участником государственной программы РФ по переселению соотечественников. Я знаю, что я не первая, кому ваш мэр оказывает эту помощь, он ее оказывает многим людям, приехавшим из Донецкой области, из Луганской. Одну семью, там ребеночку было две недели, он взял под личную опеку. Мне как политику и как журналисту очень импонирует, что мэр не афиширует это, не пиарится. Но земля-то слухами полнится, поэтому я в курсе. И хочу сказать спасибо Владимиру Витальевичу не только за себя лично, но и за тех людей, за те семьи, которым он оказал поддержку и помощь. И еще огромное спасибо всем жителям Новочеркасска, которые после публикаций в газетах, в Интернете, отправляли на мою банковскую карточку деньги. Они мне очень помогли!

 

— Но давайте вернемся к вам лично. Как вы попали на работу в школу? Как вас встретили? Как работается?

 

— В этой школе работает еще один наш соотечественник из Донецка, он рассказал директору, что у него есть знакомая — учитель географии, она без работы сейчас. И директор школы сказал: «Давай этого учителя сюда», — потому что у них полгода не было учителя географии, нагрузку распределили по другим предметникам. А я – дипломированный учитель географии. Но тут меня вечером «встретили», и я попала в больницу… Но перед самым началом учебного года мне звонит директор: «Любовь Александровна, а мое предложение в силе».  «Я, — говорю, — на костылях… как же?». «Ну, ничего страшного,  мы вас пощадим с расписанием, я вас жду». Беру такси, приезжаю, захожу в школу, а здесь такая атмосфера… Бывает, заходишь в помещение и не знаешь, как оттуда быстро выйти. А тут я зашла и поняла: как будто я всю жизнь здесь работала, хотя я никого еще не видела. Выходит директор, улыбается, молодой, интересный, глаза светятся. «Никуда вам подниматься не надо, поговорим на первом этаже». 31 августа был педсовет, я уже без гипса, но нога перевязанная. Меня представили коллективу, со всеми перезнакомилась, показали кабинет… И учебники мне домой привезли, и с рабочими программами дали ознакомиться.

 

— А какие классы дали?

 

— С пятого по десятый.

 

— Какие самые интересные?

 

—  Они все по-своему интересные! У меня такое впечатление, что я и не уходила из школы, а ведь я много лет учителем проработала, но давно это было. В 2005 году я ушла из школы, я возглавила областную организацию  прогрессивной социалистической партии Украины, была депутатом областного совета. Трудно было это совмещать, еще и уроки готовить, вот и получилось,  что десять лет назад я перестала быть учителем. Но вот теперь вернулась! Знаете, есть такие дети,  мне говорили, что они сложные, обратите внимание на этот класс, а я таких не заметила. Входишь первый раз в класс, смотришь в глаза. Глазки у всех горят! Темперамент у ребят, конечно, разный. Ты тут хоть тресни, хоть ты Макаренко с Сухомлинским вместе взятые и еще Шаталин у тебя на плечах сидит, ты все равно ничего не сделаешь, потому что он, например, — холерик и он не будет сидеть, потому в этом состоянии ему легче все воспринимается. Ну, нам же это не нравится, нам же нужно, чтобы все сидели…

 

— И все-таки проблем остается немало?

 

— Проблема есть: хотелось бы найти какое-нибудь место в семейном общежитии, я ж не одна, есть дочка с внучкой. Я живу достаточно далеко от школы и приходится пользоваться такси. Я еще не получила ни разу зарплату, а уже всю ее проездила. Дорого приходится платить за съемную квартиру. Нужно недорогое жилье, прописка, потому что я получаю российское гражданство. От гражданства Украины я отказалась. Я уже не гражданка Украины, есть разрешение на получение гражданства России, но нет пока паспорта.

 

— Между небом и землей?

 

— Между небом и землей, но ближе к России.  А как по-другому? Что же я должна быть гражданином Китая, Кореи или Соединенных Штатов Америки, если я – русская, если я была гражданкой Советского Союза, а правопреемницей СССР является Россия. Я вернулась на свою историческую Родину, и другого мне не надо.

 

— А как с политической и общественной деятельностью?

 

— Я продолжаю работать в фонде «Дорога в мирную жизнь». Вот вам помогла передать гуманитарную помощь первоклассникам города Вахрушево. Сейчас член новочеркасской Общественной палаты Николай Вербицкий готовит от палаты подарок в один из интернатов Луганщины – учебники, целая куча. Я передала данные в МЧС, сейчас проходят регистрацию.

 

— А что с вашей газетой «Восход?»

 

— Пока выходит только в электронном виде и только в экстренном варианте – к каким-то конкретным событиям.  В этом году в мой день рождения ей исполняется 10 лет.

 

Наговорившись с Любовь Александровной в пустом после уроков классе, мы пошли к выходу.

— Вы как домой поедете? – забеспокоился охранник.

— Меня Елена Михайловна подвезет.

— Подождите, я вам ворота открою, заезжайте прямо во двор, — охранник побежал впереди меня с ключами.

И я подъехала прямо к школьной двери, где ждала меня учительница на костылях, которой ой, как трудно давался еще каждый шаг. Я отвезла Корсакову к тому самому дому, к подъезду, где теплым июньским вечером ее приходили убивать.  Уголовное дело по данному факту возбуждено, идет следствие.

 

Елена Надтока.

 

P.S. Нам остается только поздравить Любовь Александровну с днем рождения. Мы желаем здоровья – прежде всего! А всего остального – она сильная женщина, она добьется. Но мы всегда готовы помочь.

 

P.P.S. Я умышленно не называю адреса, фамилии, даты. Почему? Я думаю, вы догадались.