Сегодня:

в рамках Саммита деловых кругов

«Сильная Россия – 2015»

На пленарном заседании «Россия и мир. Российская экономика в условиях санкций» выступил вице-президент ТПП РФ Александр Рыбаков. Его выступление было посвящено участию бизнеса в реализации программ устойчивого развития экономики России; была представлена позиция Палаты по ряду актуальных вопросов, таких, как кредитование малого и среднего бизнеса, привлечение инвестиций, импортозамещение, тарифы монополий и т.д.

На недавно прошедшем Петербургском международном экономическом форуме одной из центральных тем оказалась эффективность принимаемых программ, планов и управленческих решений. Действительно, ни по одной федеральной целевой программе  не удается выйти на запланированные индикаторы.

ТПП РФ считает, что в первую очередь необходимо подвергнуть корректировке планы развития тех сектором экономики, где тормозится внедрение инновационных технологий, что и является основной причиной того, почему эти сектора не достигли уровня производства, имевшегося еще в канун предыдущего экономического кризиса 2008 – 2009 гг.

В свете решений, принятых на состоявшемся в апреле заседании Госсовета РФ по вопросам малого и среднего бизнеса, особое значение приобретает проблема повышения доступности кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства. Без денег, как мы все понимаем, ни о каком росте деловой активности в этой сфере не может быть и речи. Между тем, по итогам первого квартала текущего года падение уровня кредитования малого бизнеса по сравнению с аналогичным периодом 2014 года составило 36 процентов. И даже сейчас, при снижающейся ключевой ставке Центробанка, участники рынка в большинстве своем считают, что в деле кредитования малых и средних предприятий нас, скорее всего, ожидает стагнация, а то и дальнейшее сокращение объемов кредитования.

Руководство Палаты убеждено, что намеченные программы развития малого и среднего бизнеса плохо стыкуются с правительственными планами по повышению в 2016 году тарифов наших инфраструктурных монополий в размере от 7,5 до 11 процентов. Понятно, что издержки для предпринимателей вырастут еще больше. Но что примечательно – монополисты нас успокаивают, дескать, они строго придерживаются у5азания Президента страны, который требовал обеспечить ограничение роста тарифов естественных монополий темпами, не превышающими величины фактической инфляции за предыдущий год. Но ведь такую установку Президент давал в июне 2013 года, когда была совсем иная хозяйственная ситуация – экономика росла, а инфляция снижалась. Более того, глава государства тогда прямо предупреждал: «Высокие тарифы являются факторами раскручивания инфляции, тормозом для экономики, снижения конкурентоспособности наших товаров». Самое время вспомнить эти слова.

С 1 июля вступил в силу федеральный закон о государственной промышленной политике. Главной особенностью промполитики на данном этапе выступает ее сфокусированность на программах импортозамещения. В последние несколько месяцев мы чаще всего говорили о таких программах применительно к агропромышленному комплексу, а между тем, в сфере промышленного производства предстоит развернуть гораздо более масштабный и сложный фронт работ. Только для замены комплектующих, ранее поступавших к нам из Украины, сейчас налаживается аналогичное производство по 186 позициям. Также ставится на поток 640 наименований продукции, прежде завозившейся из США. Еще более внушительными выглядят сводные цифры импортозамещаемой номенклатуры из стран Евросоюза. И всю эту работу предстоит завершить до 2018 года.

Для развития внешних поставок малыми и средними предприятиями недостаточно точечных мер, содержащихся в антикризисном плане Правительства. Нужны системные меры, причем они далеко не всегда предполагают выделение средств из бюджета, а требуют лишь устранения существующих преград.

Торгово-промышленная палата вместе с другими предпринимательскими объединениями работает над предложениями по расширению инструментов экспортной поддержки бизнеса.