Сегодня: 18 июля 2018, Среда

Теме межнациональных отношений наша газета уделяет постоянное внимание. Пишем о событиях в общинах, о национальных праздниках и традициях, о профилактике межнациональных конфликтов… В этих публикациях представлена точка зрения взрослых, умудрённых жизнью людей. И вот благодаря общественной детско-молодёжной организации «Алый парус», чей социальный проект «Школа межнационального единства»  победил в городском конкурсе «Добрые дела», мы имеем возможность услышать голос детей и подростков. Было проведено анкетирование среди учеников 8-11 классов нескольких городских школ, чтоб выявить их отношение к межнациональным вопросам, к проблемам межнационального общения среди школьников. Были вопросы о межнациональных семьях, знают ли, представители каких национальностей проживают в городе, какой национальности их друзья, а также конфликтах на межнациональной почве и как они разрешались, об отношении к принципам совместного проживания  в нашем городе.

На анкеты ответили около 250 учащихся из 6 школ  нескольких микрорайонов города – 14, 1, 3, 11, 31, 25. Вопросы разрабатывали сами ребята в «Алом парусе», потом анкету подкорректировали взрослые спецы – в первую очередь психолог Галина Самарская, которая проводит различные тренинги с юными лидерами. Анкеты «запустили» в те классы, где учатся дети разных национальностей. Ответили примерно поровну девочек и мальчиков. И хотя анкета была достаточно обширной – 13 вопросов, большинство ответов были откровенные и подробные.

— Ребята знают о многих национальностях, — говорит руководитель «Алого паруса» Светлана Велигура, — хотя есть и такие ответы: «гречане», «армянины», «кавказцы», «хохляндцы». Так и отвечает на вопрос «кто твой друг?» — «Хохол!» А если серьёзно, многие (74% отвечающих) на вопрос о друзьях называют армян, грузин, украинцев, евреев, дагестанцев, белорусов, греков, киргизов, чеченцев и других.

Примерно у пятой части опрошенных были конфликты на национальной почве. Причинами называют «религию», «расизм», даже «горячий нрав», но чаще всего – «некультурное поведение, приставание к девушкам, непризнание традиций». Инициаторами конфликта становились обе стороны, у половины респондентов он разрешился «мирно», «разговорами», а вот у половины – драками, иногда даже групповыми. Интересен такой комментарий: «Разобрались бы мирно, но нет понимания».

Примерно пятая часть положительно относится к тому, что в городе проживают представители многих национальностей, но примерно столько же – отрицательно. А вот характерная фраза: «Нет плохих наций, есть придурки».

Не обошли в анкете и «неудобные» вопросы  (не секрет, что они циркулируют в молодёжной среде) – люди каких национальностей должны жить, на ваш взгляд, в Новочеркасске и должны ли быть у кого-то привилегии.

— Многие ответили в таком духе, что если люди уважают наши традиции, то пусть живут, но меня немного удивил ответ: «кроме немцев и представителей ислама», – говорит Светлана Велигура.

— Наверно, «немцы» — это война до сих пор сказывается, а «представители ислама» — это СМИ постарались только так ислам представить, — выдвигаю я свою версию.

— И даже такое высказывание есть: «Что понаехали, пусть едут к себе». И лишь в двух  анкетах встретилась фраза – «Россия для русских!»

(Интересно, подумала я, — как этот юный патриот учил историю, если не знает, что Российская Федерация – многонациональное государство по своему составу?) Обнадёживает, что во многих анкетах встречается утверждение «Все люди равны!», «Нужно уважать людей!». А  заголовок – это действительно один из ответов.

Лишь 70 человек из всех ответивших смогли ответить на вопрос, по каким принципам должны жить люди в одном городе. Они сводятся к уважению, взаимным уступкам и взаимопомощи, соблюдению прав. «Единство и благо для всех», «Соблюдать порядок, чистоту и вместе работать на благо города». Так пишут оптимисты. «Вот мы пишем, а что изменится?» — написали несколько безымянных юных пессимистов. Результаты исследования чётче выявили «минные поля» и «рубежи роста» в межнациональных отношениях школьников. Продолжением  стала трёхдневная Учёба актива школьных лидеров, посвящённая на этот раз межнациональному общению. По одной из выявленных проблем – неприятия «понаехавших» была поставлена сценка «Форум-театра». Заинтересовались результатами исследования и в национальных общинах, представители которых участвовали в той самой Учёбе актива.  Вот и ответ пессимистамJ

Ирина Городецкая

Комментарии (0)

Добавить комментарий