Сегодня:

Театральная гостиная

…Нет, я не Байрон, я другой,

еще неведомый избранник.

Как он, гонимый миром странник,

но только с русскою душой…

                               М.Ю. Лермонтов.

Мятежный странник, одинокий герой, патриот, страдающий за свои убеждения, или пророк горячо любимой им Родины — для каждого, кто знаком с творчеством М.Ю. Лермонтова, поэт понятен по-своему. Его короткая, но яркая, как вспышка молнии, жизнь, стала одной из самых значимых страниц – жемчужиной в сокровищнице истории русской литературы. 200-летию со дня рождения великого русского поэта посвящен литературно-музыкальный спектакль Новочеркасского казачьего театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской «Тебе, Кавказ, — суровый царь земли!»

Много ли сегодня можно увидеть молодых людей, рассуждающих о литературе вообще и Лермонтове в частности? Ответ очевиден, увы. Оскудевшая наполненность школьной программы столь долго имеет место быть, что уже и родители нынешних школьников не могут похвастаться обширными знаниями русской классики. Просто признать этот факт отказываются те, кто изучал историю государства Российского не только по учебникам, но и через переживания русских классиков, являвшихся во все времена зеркалами, отражающими эпохи, мораль, нравы и истинные русские ценности. Родившийся в нашем театре спектакль о жизни и творчестве Михаила Лермонтова — тому подтверждение.

Спектакль является частью проекта «Малая сцена» — экспериментальная театральная лаборатория для детей и юношества, и первыми его зрителями стали учащиеся школы №3. Герои на сцене – молодые артисты театра – Алексей Бычков, Ольга Смолянникова, Виктория Шатохина, Екатерина Пуличева, Ольга Баркова, Олег Хаустов. Лермонтова сыграл Степан Демаков. Просто удивительно, насколько тонко и точно ему удалось перевоплотиться в русского дворянина эпохи царизма, впитавшего каждой клеточкой своей души трагизм байроновского одиночества. Одиночества человека, который Божьим даром видит острее и чувствует глубже всех окружающих. Одиночества чистой и искренней души, которой больно от любой неправды. Для него безнравственно и больно быть зависимым, будь то условности общества или кокетство женщины. Ему больно от любой несвободы, и, может быть, поэтому Лермонтов настолько сильно полюбил Кавказ, который был для поэта прообразом истинного освобождения от оков, навязанных ему эпохой и людьми.

Император Николай I… Кто он для Лермонтова – палач вольнодумствующего поэта, или жертва мятежного бунтаря, чьи пророческие и обличительные рифмы пополнили ряд знамен, под которыми было свергнуто самодержавие в России. В спектакле Императора сыграл заслуженный артист РФ Александр Коняхин. По замыслу режиссеров (О. Ситникова и А. Коняхин) эти два персонажа показали зрителю, что они находились в состоянии постоянной непрекращающейся политической дуэли с момента гибели Пушкина. Тогда Лермонтов написал эпохальное стихотворение «На смерть поэта». Оно неожиданно прозвучало в спектакле как спор между Николаем I и Лермонтовым, как противоборство самодержца и всех несогласных с ним его же подданных.

Дуэли. Они сопровождали поэта всю его короткую, но бурную жизнь. Но дрался он не только и не столько на пистолетах. Главным его оружием было перо, рождавшее гениальные строчки, слагавшиеся в бессмертные произведения. Дуэль оборвала его физическое существование, но его бессмертные произведения продолжают сквозь века нести все, чему был верен Лермонтов до последнего вздоха.

О спектакле можно рассуждать еще долго, — слишком родная тема и очень много  сердца и любви вложено в него создателями, за что им низкий поклон. А что же главный зритель, для которого и был задуман спектакль?

После спектакля состоялось обсуждение действа со зрителями. Со школьниками пообщался сам государь-император (засл. арт. РФ А.Коняхин)! «Племя младое, незнакомое»… К стыду нашему и печали… не знакомое с истинно русскими ценностями. Большинство из зрителей  не знали и половины о великом русском поэте. Да что там! Половины и без того сильно урезанного объема школьной программы о великом русском поэте тоже не знали. Зато те из ребят, кто оказался знаком с творчеством М.Ю. Лермонтова, получили заслуженные аплодисменты. И все вместе зрители пришли к выводу, что подобные спектакли очень нужны. Теперь эти дети знают, что помимо компьютерного сленга есть живые русские слова, выражающие глубокие чувства и яркие мысли. Они точно запомнят, как выглядели офицеры русской армии и юные прелестницы прошлых столетий. И наверняка теперь каждый из них навсегда запомнил, от чьей руки погиб великий русский поэт. И, если кто-нибудь из этих детей, придя домой, спросил у родителей, есть ли у них что-нибудь Лермонтова… будем жить, соотечественники. Будем жить!

 Ирина Гаврилова.