Сегодня:

Мы уже писали об этой премьере в мае. Но! Премьера – она по-прежнему премьера, и на нее идут новые зрители, звучат новые оценки работы актеров, режиссера, всей труппы. Словом: читайте и … спешите в театр!

Как полагает уважаемый читатель, что приходит на ум, когда мы слышим слово «восток»? Абсолютно  верно.  Подсознание тотчас же мгновенно подсовывает коронную фразу, произнесенную красноармейцем Суховым в культовом  кинофильме  «Белое солнце пустыни»: «Восток  — дело тонкое». Знает ее всякий уважающий себя кино- и  телезритель, проживающий как на территории бывшего Советского Союза, так и за его пределами. И только после этого всплывает в памяти  еще ряд слов «в тему» – экзотично пряных: «чайхана», «пахлава», «курага», загадочно – далеких: Самарканд, Бухара, поэтических и напевно – мудрых: «рубаи», Низами, Саади, Омар Хайям. Именно с предвкушением встречи со всем вышеперечисленным и шла я на премьерный показ спектакля Новочеркасского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской «Последняя любовь Насреддина».12,3041

Зрителей в зале набралось  предостаточно, ведь театр предъявлял излюбленный публикой жанр – музыкальную комедию, поставленную главным режиссером Новосибирского музыкального театра Александром Лебедевым по одноименной пьесе известных отечественных драматургов В. Константинова и Б. Рацера. И зрительские надежды оправдались. Эта чудная то ли сказка, то ли притча об умном, ловком и находчивом  бессмертном народном герое Ходже Насреддине (искрометный Игорь Лебедев), его нежной возлюбленной Зульфие (Екатерина Бычкова) и коварном богаче Нурбеке (Эдуард Мурушкин) захватила  всех. Облекла какой–то   терпкой атмосферой Средней Азии, увлекла шармом и антуражем, насытила мелодийностью  музыкального ряда спектакля (музыкальное оформление Анатолия Бескостенко) и затейливой игрой света (художник по свету Ирина Вторникова). Наконец, удивила энергией сценических ходов, ярким юмором героев и хитросплетением интриг антигероев. Восток на сцене сиял и манил красочными  декорациями (художник-постановщик – Александр Лютов), звенел водами арыков и булькал горячим чаем в расписных чашках в чайхане гостеприимного Бахрама (засл. арт. РФ Александр Иванков), пестрил узорчатыми халатами и чалмами, а из-под длинных шелковых покрывал мелькал ножками эмирских жен в полосатых шальварах. Восточной экзотики было по полной: дыни, как  сахар и речи, как мед, обволакивающие мелодии, интриганы – власть имущие и простосердечные бедняки, ленивая вальяжность Эмира (засл. арт. РФ Александр Коняхин, награжденный в октябре Министерством культуры Ростовской области медалью “За доблестный труд на благо Донского края”), который почти ничего не хочет и уже ничего не может, и проворная предприимчивость Визиря (яркая, запоминающаяся работа Сергея Наджафова), который  все хочет и  почти все может, но к финалу однако мочь перестает. Что делать, это – Восток, а Восток – дело коварное. Хоть ты и всесильный  вельможа, а бдительность потерял, так подставят, что и к гадалке не ходи – мало не покажется. Мигом из визирей в евнухи спикируешь. И что обидно – сам виноват, зазевался, расслабился. Власть – это борьба, говорит сказка.

А вот пока еще не влюбленный,  неунывающий Насреддин сыплет афоризмами и меткими словечками, которые едва успевает записывать за ним его верный ученик Рашид (достойное исполнение  Алексея Бычкова). Ну как не согласиться со сказанным Ходжой не  в бровь, а в глаз: «Афоризмы коротки, а жизнь еще короче». А потому торопись, делай добрые дела, помогай слабым, высмеивай подлых. Восток – дело доброе. Тем более что лукавец Насреддин прибыл в Бухару с благородной миссией – спасти людей от страшной болезни, ведь они — о, ужас! — перестали смеяться. Но — такова жизнь – влюбился, и сам едва не перестал не то что смеяться, а даже и улыбаться. Не до смеха, знаете, когда интриганы–завистники также имеют виды на юную красавицу Зульфию, вовсе не желая уступать ее заезжему пересмешнику. Восток – дело хитрое. Тут ухо держи востро.

Но зритель где нужно – улыбался, а где совсем невмоготу – смеялся.  Болезнь несчастных бухарцев на спектакле  казачьего драматического театра  новочеркассцам отнюдь не грозила. Кое–кто даже воодушевленно пытался подпевать себе под нос, когда пылко влюбленные с помощью вокала объяснялись в любви. И слова их песни вроде бы простые, и мелодия не сказать, чтоб слишком изысканная, а вот цепляет зрительское сердце:

«Начинается речка с ручья.

А весна и любовь – с соловья…

Насредди-и-н, —  мелодично выпевала  девушка.

— Зульфия-я», — нежно вторил ей Ходжа.

Был кроме этого у Насреддина и еще один весьма примечательный музыкальный  номер — «Зульфия, как звезда. Изюминкой его стал бэк–вокал гаремных красоток в никабах (женские  покрывала с прорезью для глаз). А что? Восток – дело любовное. И ничто человеческое женам эмира тоже не чуждо.  Да и  недвусмысленная «Ликовальная  песня» голодающего народа  во славу сытого эмира была столь же хороша. Пели ее представители бедноты, глотая слюну над аппетитным  муляжом барашка,  своими размерами, скорее, напоминающего недокормленную индюшку.

Украсили действие  и затейливые придумки постановщика  спектакля.  Жадный злодей  Нурбек тонет в арыке, пуская пузыри. А пузыри–то мыльные. Радужно переливаясь, плавно летят они в первые ряды партера, чтобы отдельные граждане, не забывшие детство, легким прикосновением пальчика с наслаждением лопали их.  В спектакле немало острых и остроумных намеков, которые неглупый зритель  также ловит на лету и с неменьшим  удовольствием  воспринимает. И при всем этом на сцене разыгрывается многоголосая сказочно–добрая радостная  история.  Кстати, очень украшает ее молчаливый спутник и надежный товарищ  Ходжи в его скитаниях Ишак (неподражаемый Степан Демаков).

Ну, а чем же, спросите вы, закончилась неоднозначная история последней любви Насреддина?  Так вот я вам этого не скажу. Сошлюсь на строчки одной из песенок спектакля: «Это знают только двое – автор пьесы и аллах». Нет, я, конечно, тоже  в курсе, ведь прелестную восточную комедию вместе со всеми я  досмотрела до конца, получив свою полновесную порцию сладкой экзотики  и  нестареющей  мудрости  Востока. Чего и вам, будущий зритель, от души желаю. Насреддин и  Зульфия ждут вас.

 Лариса Лиховидова, член Союза журналистов РФ.

Фото автора.