Сегодня:

Знаем ли мы наши, к примеру, местные традиции, которые высоколобые ученые в своих статьях и книгах любят называть народными? Какие–то знаем, какие–то, конечно, нет. Да и то сказать, всего знать никому не дано, нельзя объять необъятного. Потому, когда вдруг открываешь для себя что–то неожиданно милое, трогательно-теплое и в то же время уходящее корнями во времена давние, сердце искренне радуется, а люди вокруг удивленно замирают и улыбаются. Именно эти чувства испытала я в недавние выходные, когда на одной из улиц новочеркасской «низовки» увидела развеселое свадебное гулянье второго дня. О первом говорить не буду, он был традиционен – с торжественной регистрацией брака, белым платьем невесты, рестораном, полным гостей, и  криками: «Горько!» за свадебным столом. А вот на второй день уже припомнили, что без ряженых, дублирующих пару молодоженов, без выноса «калины» и проката перед народом тещи сказать о свадьбе, что она удалась – ну, никак нельзя.13,137

И тотчас дружок новобрачного Сергей, хватив для храбрости рюмаху, преобразился в разухабистую «невесту–дурочку»,  а сестра  жениха, вернее, молодого супруга, Оксана – в ее  законного кавалера. Сам же молодой муж  Петр, подстелив в садовую колясочку для мягкости одеялко, подхватил под белы руки дорогую тёщу Валентину Алексеевну и, усадив ее туда, покатил по улице впереди разноголосой веселой свадебной ватаги. Рядом с ним, сменив белое  платье на цветное и скинув утомившие каблуки, шествовала молодая супруга Петра, миловидная Вера, поглядывая, чтобы ее мамочку нечаянно не выронили. Но зять держал коляску твердою рукой. Ведь этот традиционный, пусть и шутливый, вывоз тещи – его святая обязанность. Это своего рода благодарность матери невесты за то, что хорошо воспитала свою дочь. А смысл выноса «калины» — зеленого деревца, увитого алыми лентами, вообще идет из глубины веков и значит, что невеста чиста и непорочна, молода и красива, чем вправе гордиться молодой супруг.  Ну, а ряженая пара — «невеста–дурочка» и ее женишок выполняли свои прямые обязанности – из препорядочной четверти наливали всем встречным–поперечным, а также проезжающим по полной рюмочке беленькой или винца, предлагали тут же и закусить, —  и мало кто отказался выпить за здоровье, счастье и любовь новой супружеской пары. В благодарность всем желающим был горячий поцелуй ряженой невесты – Сереги.13,337

Баянист наяривал частушки, гости подпевали и приплясывали, любопытные, открыв рты, «столбели» в воротах и посреди  улицы, а свадьба на Аксайской  пела и плясала, играла и чудила, как в старину на Дону у нас повелось, веселилась сама и веселила других. И скажу честно, кто увидел этот возрожденный, а точнее сказать, незабытый свадебный обряд, передаваемый из поколения в поколение, будет его помнить. А при случае, глядишь, и сам воспользуется. «Ну как же без этого? Это наши традиции», — убежденно сказал  мне отец жениха Юрий Петрович. А всезнающая соседушка Татьяна Павловна тут же подхватила: «Это еще тещу не купали. Вот в старину мать невесты обязательно на второй день еще в речку или в пруд окунали».  Что означало это омовение, уже никто припомнить не смог. Могу только предположить, что проверяли – сумеет ли тещенька выйти сухой из воды. Но до ближайшей воды – речки Аксай с улицы Аксайской, на  тещино счастье, было далековато. На том и остановились. И запела  опять свадьба, загуляла всласть до глубокого вечера.

 Лариса Лиховидова.

Фото автора.