Сегодня:

Недавно очень уважаемый журнал «Эксперт» пригласил меня войти в состав жюри конкурса социальных проектов Ростовской области. Согласился не сразу — я никогда не понимал, что именно кроется под удобным для властей и бизнеса термином «социальный проект». Что это — проект на благо общества, проект для социально незащищенных, что-то общественно значимое? Если так, то где критерий социальности? Чиновник-коррупционер ведь тоже часть общества, как и уголовник-рецидивист. Другими словами, я вошел в состав жюри именно для того, чтобы разобраться — что у нас принято считать социальными проектами.

Давайте посмотрим на все в масштабах страны или хотя бы Ростовской области. Подавляющее число крупных предприятий, особенно федеральных, имеют несколько социальных проектов. Будь то сотовый оператор, крупный банк или торговая сеть, обязательно на корпоративном сайте вы увидите раздел «Социальный проект». Словно козырного туза из рукава даже самая жесткая и беспринципная компания достанет что-нибудь общественно одобряемое. Во многих случаях это действительно забота о людях, которую пронырливые рекламщики упаковывают в модную обертку. Но не всегда. Очень часто любой проект, под который хочется найти денег, называют социальным. Да и у кого поднимется рука запретить общественно важное дело? Но не будем углубляться в подозрения — это дело неблагодарное и обратимся к родному городу.

 Крылья общества

В Новочеркасске с социальными проектами все прекрасно. Ну просто очень хорошо. Нет, уважаемые власти, не спешите искать иронию, я говорю абсолютно искренне. Социальные проекты в Новочеркасске реализуются организованно и планово. В рамках городского проекта «Добрые дела» объявляется конкурс среди общественных организаций. Общественные организации представляют свои проекты. Жюри выбирает самые интересные и выделяет средства. Около полумиллиона рублей в год. Сумма достаточно скромная, но и это понятно — власти всегда говорят, что городу не хватает средств. Ее делят (далее цитата интервью в одной из городских газет): «организации, которые представят наиболее социально значимые проекты, направленные на максимально широкий охват населения и способствующие решению самых злободневных проблем».

И если мы взглянем на социальные проекты, которые были в итоге поддержаны в прошлом году, то поймем, что это действительно так. Благоустройство пляжа, реконструкция баскетбольной площадки, аэрошоу «Прощайте каникулы»… Стоп, а почему аэрошоу стало социальным проектом? «Мы постараемся при­влечь к участию в аэрошоу ДОСААФ, постараемся создать на этой основе полноценный аэроклуб, в котором сможет серьезно заниматься наша молодежь. Таким об­разом, мы отвлечем часть ребят от улицы и поможем им подготовиться к службе в армии. Несмотря на то, что мероприятие очень серьезное, это отличный отдых для всей семьи» — комментировали тогда это представители администрации.

Аэрошоу — это прекрасный праздник, только к его организации следует привлекать спонсоров, делать его зрелищным и, может быть, даже коммерчески выгодным, а не вкладывать в него бюджетные деньги под расхожим предлогом: это же для детей! Вот что настораживает в социальных проектах — они всегда благовидны и еще чаще бесполезны. Я не противник авиации, но, будь я в жюри того конкурса, я бы голосовал за что-нибудь менее сиюминутное и действительно общественно необходимое, за еще одну спортивную площадку, например, или ремонт поликлиники.

 Жюри виднее

Иногда мне задают вопросы о социальных проектах и социальной ответственности наших заводов. И меня этот вопрос откровенно ставит в тупик. С одной стороны, мы стараемся обеспечить своих сотрудников всем необходимым в плане отдыха, спорта и досуга, с другой — помогаем городу там, где это необходимо. Ну например, со строительством спортивных площадок, о которых мы рассказывали в прошлый раз. Но называть это «социальным проектом» было бы слишком громко, амбициозно и самонадеянно. Так можно назвать что-то, что войдет в историю города, не столько в официальную, сколько в народную — а вот это построили при таком то мэре, а здесь такая-то компания сделала пляж. Все остальное -–просто работа на благо горожан и городской среды, и называть ее как-то иначе — дешевый популизм.

Так вот, в какой то момент мне стало любопытно, а сколько у нас в регионе действительно стоящих проектов, социальных или не очень. Тех, которые будут что-то значить не для их инициаторов и властей, которые поставят себе галочку в нужном месте, а для общества, которому они формально и адресованы. А из жюри эта картина виднее. Как разберусь, обязательно расскажу и вам.

Подавляющее число крупных предприятий, особенно федеральных, имеют несколько социальных проектов. Словно козырного туза из рукава даже самая жесткая и беспринципная компания достанет что-нибудь социально-значимое. Во многих случаях это действительно забота о людях, которую пронырливые рекламщики упаковывают в модную обертку. Но зачастую любой проект, под который очень хочется найти денег, называют социальным.

Владимир Бызиян