Сегодня:

«Конечно, покупатель всегда прав!» – именно эта фраза прозвучала из уст администратора магазина «Бундес». Повышение тона, оскорбления, давление на совесть… Что же подтолкнуло молодую женщину такой ответственной должности на столь некорректное поведение? Не поверите, обыкновенная банка с кофе.

Моя семья посещает магазин «Бундес»  ещё со времён его открытия. Мы живём рядом, поэтому именно этот магазин нам особенно удобен. За несколько лет мы смогли привыкнуть к работникам «Бундеса», некоторые даже стали хорошими знакомыми. А недавно наш любимый магазин преобразился. Теперь он больше напоминает супермаркет. Кроме этого поменялся практически весь персонал. А недавний случай, который произошёл с моей мамой, заставил задуматься: а стоит ли вообще ходить за покупками именно в этот магазин?

Вечером 26 мая моя мама отправилась за продуктами в теперь уже супермаркет «Бундес». Проходя мимо стеллажа с баночками кофе, мама случайно задела корзинкой одну из них. Банка разбилась. На шум пришла кассир. Моя мама извинилась и объяснила, что это получилось случайно. Кассир молча обернулась и отправилась в подсобное помещение. Думаю, вы догадываетесь, что позвала она именно администратора.  Вот тут-то и началась кульминация этого события.

Разговор женщина сразу начала не самым дружелюбным образом: «А кто за это платить будет? Я, что ли, из своего кармана деньги отдавать буду?».  Давайте попробуем ответить на этот вопрос. Для этого обратимся к закону:

«Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором» (ст. 211 ГК РФ).

Это значит, что ни покупатель, ни администратор не обязан оплачивать случайно разбитый товар «из своего кармана». Выходит, что администратор «Бундеса», не зная права потребителей,  не знает в частности и своих прав?

Моя мама не растерялась, сказала, что не обязана оплачивать товар, который испортила ненамеренно. Это можно доказать, посмотрев видеозапись с камеры наблюдения.  На что администратор решила воздействовать на совесть. «Чисто по-человечески вы обязаны оплатить!», – давила она. Позже посыпались укоры, мол «Вы тут всё бить будете, а я оплачивать». Также мою маму сравнили со сказочным персонажем: «Ходите тут, как Красная Шапочка, с корзинкой, разинув рот».  Не обошлось и без оскорблений, о которых я умолчу. Вскоре пришёл папа. Он попросил администратора представиться, на что та ответила отрицательно. Именно поэтому, к сожалению, я не могу назвать её по имени-отчеству. Женщина продолжала негативно отвечать. Для доказательства некорректного поведения администратора, папа решил воспользоваться видеокамерой на телефоне. После этого женщина начала возмущаться и вспомнила о правах: никто не имеет права снимать её на камеру. И вообще, мои родители «всё это устроили, чтоб потом на Ютуб видео выложить». После она незамедлительно удалилась обратно в подсобное помещение. С пониманием в этой ситуации отнёсся лишь охранник, который, видимо, лучше администратора знает, как нужно общаться с покупателями.

Давайте всё-таки разберёмся более подробно в этой ситуации. Что же может требовать магазин? Согласно закону: «Риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда… продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю» (ст. 459 ГК РФ). То есть пока вы не оплатили товар, и вам не выдали чек, ответственность за товар несет магазин. Но всё не так просто. Есть некоторые «НО». Ответственность лежит на вас, если:

Вы испортили товар умышленно, к примеру, в порыве злости разбили товар об стену или прилавок;

–Вы бегали по торговому залу, находились в состоянии алкогольного опьянения, танцевали и вообще вели себя неадекватно, поэтому произошла гибель товара;

–Ваш ребёнок баловался, бегал и прыгал, в итоге товар разбился;

–Вы держали товар в руках, рассматривали его и по неосторожности уронили так, что он разбился.

На магазине же ответственность лежит в тех случаях, если:

–Вы поскользнулись на мокром полу;

–Зацепили корзинкой стеллаж или задели тележкой стоящие в проходе коробки с товаром;

–Просто случайно задели товар.

Более того, в таких случаях вину несёт сам магазин, ведь именно его сотрудники неудобно расставили товар на полках или не поставили предупреждающий знак о том, что в проходе между стеллажами недавно вымыли пол.

А что делать, если администрация вынуждает заплатить? В том случае если покупатель сам виноват в порче товара, он может добровольно возместить магазину его стоимость. Но если же он не считает себя виновным, то администрация магазина может добиться от него оплаты лишь через суд. Давление и угрозы в данном случае – это нарушение ваших прав. Нужно потребовать у администратора жалобную книгу, также составления акта о порче товара. В акте напишите о своей точке зрения на случившееся. Данный акт может стать доказательством в суде. При этом нельзя отдавать работникам магазина свои документы, требовать паспорт у вас также не имеют права.

В том случае, если магазин все-таки вынудил вас заплатить за случайно испорченный товар, обращайтесь в органы внутренних дел и в Роспотребнадзор. Можете написать заявление руководству магазина и требовать возвращения денег, или, в крайнем случае, подать иск в суд на магазин.

Юлия Милюкова