Сегодня:

В минувшие выходные в Казачьем драматическом театре состоялась премьера – притча о любви в двух действиях по пьесе М. Ладо «Очень простая история». Поставил спектакль режиссер Ставропольского драматического театра, заслуженный деятель искусств РФ Валентин Бирюков. История стара как мир и банальна для нашего времени: двое юных детей враждующих между собой деревенских соседей полюбили друг друга. И, как это обычно бывает, вдруг узнали, что от любви случаются дети. Ну, а дальше все еще банальнее. Влюбленные Даша и Леша, прячась в хлеву, переступая через страх быть пойманными на месте преступления ненавидящим соседей отцом Даши, с упоением предаются мечтам о будущем малыше. Нагрянувшая туда мать девушки поймала влюбленную парочку, что называется, с поличным. Новость о ребенке привела женщину в ярость, но пуще позора ее страшило, что узнает муж, вот тогда уж точно быть беде. Спасение одно – аборт…8,211

Если читатель подумал, что на сцене театра разворачивалась «мыльная опера» в сокращенном до двух действий варианте, то он ошибается. Все банально в этой истории лишь на первый взгляд. Эту житейскую кутерьму наблюдают хозяйские животные. Их глазами и эмоциями зритель переживает все, что происходит с героями. Старая и мудрая лошадь Сестричка, жизнерадостный пес Крепыш, самовлюбленный эгоист петух, томная и добродушная, как и полагается коровам на сносях, Зорька и романтичная свинья, влюбленная в хозяина чистой детской несокрушимой любовью и мечтающая … летать.

Деревенским жителям привычно думать, что вся эта живность – лишь залог крепкого хозяйства, источник благосостояния, статус. Автор пьесы предложила нам представить, как бы выглядели людские поступки, слабости и пороки в глазах друзей наших меньших.

Совершенно неожиданно в спектакле много музыки и танцев (композитор Евгения Сафронова, балетмейстер Игорь Вакула, хормейстер Елена Мещерякова). Почти притча-мюзикл, в которой очень много комичного и совсем рядом – горечь старых обид, боль и страх утрат. Это так по-русски – шутить над горестями и плакать от счастья. Только человек с очень русской душой смог бы сделать эти резкие перепады смешного и горького столь гармоничными и совершенно необходимыми в спектакле. Это я о режиссере. Валентин Бирюков признался на недавней пресс-конференции, что так и не научился набирать смс-ки – ну не нравятся они ему. Когда посмотрела спектакль, поняла: ему претит все «синтетическое» и близко все живое – слово, мысль, эмоция. Это прочитывалось во всем: текстах песен — уместных и умных, точно переданных характерах героев — людей и животных. На сцене мы увидели  очень трогательную свинью. Стоит отдать должное актрисе, которая не боится быть смешной и неуклюжей на сцене, а зрительские симпатии и сочувствие к ее героине – абсолютная заслуга сыгравшей эту роль Олеси Гавриловой. Вновь порадовал зрителя Роман Пуличев. На его долю выпала сложнейшая миссия – смешить зрителя в самые сложные и драматические моменты. Рукой режиссера и талантом исполнителя пуличевский петух проделал свою работу очень точно, при этом легко и непринуждённо. Похоже, что в амплуа Алексея Ситникова роль пса Крепыша внесет свои дополнения – более правдоподобно сыгранной роли собаки мне лично видеть не удавалось. В изящных актрисах Людмиле Фадеевой (заслуженная артистка РФ) и Екатерине Пуличевой признать старую лошадь и беременную корову зрительское сердце отказывалось. Убедили. Потому что в этих героинях главным было не старая кляча и неуклюжая корова, а мудрая и преданная людям лошадь и добрая жалостливая Зорька-кормилица.

А у людей все так неоднозначно. Много лет хозяин(засл. арт. РФ Александр Коняхин)  взращивал и лелеял свою застарелую обиду на соседа(Эдуард Мурушкин), берег он ее и вскармливал не хуже собственного хозяйства. Не его в молодости выбрала красавица Маруся и не ему родила сына, а беспутному, никчемному соседу. Герой Коняхина видит себя в этой жизни злым и жестким, но и его душа жаждет чистоты и покоя. Шаг за шагом ведет артист своего героя к освобождению от злобы и ненависти. Людмила Ильина, сыгравшая его жену, очень тонко и достоверно передала образ замотанной хозяйством тетки, для которой слово мужнино – высший суд и закон. Ну и влюбленная парочка – чистые деревенские дети, не испорченные урбанизацией и интуитивно верящие в истинные ценности, хоть и росли в страхе перед гневом родительским, храбро бросаются в бой за свою любовь. Эти образы режиссер помог создать замечательным молодым дарованиям – Екатерине и Алексею Бычковым.

Впечатлила сценография. Заслуженный работник культуры РФ Леонид Черный создал на сцене абсолютно живую картинку деревенского быта, причем декорации настолько многофункциональны, что вкупе со спецэффектами условно замкнутое пространство деревенского хлева расширилось до философского понятия «целая жизнь», которая приносит нам множество открытий. Таким открытием для обитателей хлева стало известие о том, что спасти не рождённое еще дитя от гибели может только чистая душа, пожертвовавшая ради него своей жизнью. Кто бы мог подумать, что своим рождением малышка обязана будет своему непутевому деду, горемычному пьянице, которого соседи ненавидели, а родной сын стыдился. В этой роли режиссер увидел Эдуарда Мурушкина. Как же вы не ошиблись в своем выборе, Валентин Валентинович! Эту роль артист сыграл блистательно. Не сыграл – прожил. Взахлеб, навзрыд. Когда душа – в клочья, когда всё, как будто про себя самого. В трясущемся от постоянного похмелья грязном и заросшем оборванце-пьянице невозможно было узнать статного красавца, сыгравшего недавно бесстрашного и безжалостного Ричарда Львиное Сердце. В этот вечер на сцене был жалкий в своей позорной слабости и недосягаемый в своем благородстве Человек. Именно его герой несет главный смысл притчи. Создатели спектакля определили его так: Жизнь сильнее Смерти. Каждый, выходящий из зала выносил свой, близкий только ему смысл. Быть может, кто-то тоже увидел его в том, что там, наверху, свои критерии достоинства и чистоты душ. И то, что в глазах человека – венца природы – ничтожно мало, на самом деле и есть Любовь, которая сильнее смерти. Жизнь – хрупкая штука. Уберечь ее может лишь чистая Душа…

Долго искала слово, которым определить ощущение от спектакля. Понравился, потряс, очаровал. Все не так. Как смс-ка что ли.  Потом поняла, почувствовала: он наполнил. Не хотелось ни говорить, ни обсуждать с кем-то увиденное, чтобы сберечь эту наполненность как можно дольше в себе. Такая вот очень непростая история…

 С благодарностью и поклоном всем создателям спектакля

Ирина Гаврилова.