Сегодня:

21 марта Ариадне Сергеевне Юрковой, члену Союза журналистов СССР с 1957 года исполняется 90 лет!

Родилась Ариадна Сергеевна в Хабаровске и уже в 14 лет стала корреспондентом областной газеты «Пионер Забайкалья».

В годы Отечественной войны Ариадна работала в комсомоле и на радио.

После войны она — зав. отделом рабочей молодежи газеты «Комсомолец Забайкалья», корреспондент «Комсомольской правды» по Читинской области, собкорр газеты Тихоокеанского флота «Боевая вахта», старший литературный сотрудник газеты Забайкальского военного округа «На боевом посту».

В конце 50-х годов прошлого века судьба привела А.С. Юркову в Новочеркасск.

Активистка Советского Комитета ветеранов войны, она с 1956 творчески работает поисковиком-исследователем неизвестных и малоизвестных подвигов в Великую Отечественную войну. Ариадна Сергеевна восстановила историю Хаммельбургской подпольной организации — первой подпольной организации, созданной советскими военнопленными офицерами в нацистской Германии. Разыскала более 100 оставшихся в живых подпольщиков и провела в Москве их первую послевоенную встречу.

Она восстановила историю легендарного побега-штурма 725 советских военнопленных офицеров-смертников 20-го блока концлагеря Маутхаузен в ночь со 2 на 3 февраля 1945. Разыскала всех девятерых, оставшихся в живых, провела цикл передач «Живые борются» на Центральном телевидении и первую послевоенную встречу героев «блока смерти» в Москве. Одновременно Ариадна Сергеевна решала вопросы реабилитации, награждения, решала проблемы с жильем и лечением тех, чьи судьбы раскрывала. Можно смело сказать, что благодаря журналистке звание Героя Советского Союза посмертно было присвоено руководителю Хаммельбургской подпольной организации генерал-майору авиации Г.И. Тхору. Памятник генералу Г.И. Тхору воздвигнут его земляками на родине — в с. Подлипном, его именем названа улица в г. Конотопе.

Документальные повести Ариадны Юрковой «Подвиг генерала Тхора», «Ночь бессмертия», «Югославский дневник и его герои» публиковались в СССР, Чехословакии, Югославии, Польше, ГДР. Ариадна Сергеевна — автор-консультант V тома «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.».

Несколько десятилетий А.С. Юркова руководила созданным ею в Новочеркасске клубом «Мужество», признанным одним из лучших военно-патриотических клубов России. Им созданы и нашли свою постоянную прописку не только на Дону ритуалы: «Гимн Хлебу», «Флаг траулера «Новочеркасск» поднять!», «Звучит Бухенвальдский набат», «Сыновья уходят России служить». Проведены всесоюзные встречи бывших узников фашизма, зенитчиков.

Многие годы Ариадна Сергеевна была бессменной ведущей вечеров «От всей души», «Жди меня» в клубах и дворцах культуры города.

Она участвовала в становлении Новочеркасского городского бюро путешествий и экскурсий, освоив профессию экскурсовода.

В 1995 А.С. Юркова стала пресс-секретарем храма Александра Невского, получила благословение на создание цикла радиопередач «Дорога к храму» и стала его ведущей.

Есть в арсенале Ариадны Сергеевны награды: медали, дипломы… Деятельность ее поистине многогранна, но всегда она считала и считает себя, прежде всего, журналистом. И даже сейчас, когда возраст и состояние здоровья уже не позволяют выходить из дома и участвовать в мероприятиях городской организации Союза журналистов, А.С. Юркова всегда всей душой с журналистской братией: интересуется происходящим, передает приветы и поздравления, напоминает о разных датах в жизни наших коллег.

А еще Ариадна Сергеевна любимая и любящая бабушка. Бывший редактор газеты «Вечерний Новочеркасск», уехавший на постоянное место жительства в США, прислал оттуда теплые слова о Юрковой от ее внука Сергея Маркедонова. Вот они:

«Могу сказать, что мне повезло. Немногие люди, переходя на пятый десяток, имеют счастье общаться с бабушкой. И не просто общаться, а говорить и спорить с человеком в совершенно трезвом уме и при прекрасной памяти. Ариадна Сергеевна — журналист, что называется с младых ногтей. Первый гонорар — в 13 лет, первое интервью (первое в СССР с дважды героями Советского Союза) в 14. На фронт ей не суждено было попасть (она родилась в 1924 году), трудилась в тылу, а вот некий комплекс вины за это у нее и по сию пору остался. Ведь из ее десятого класса большинство ребят так никогда и не поступило в институты. Поэтому она видела в качестве своего долга исследование военной темы. И выбрала себе такой сложный предмет, как военнопленные и узники нацистских концлагерей.

Это потом, в 1960-х и 1970-х ей будут петь дифирамбы и рассказывать про нее, как открывателя имен забытых героев. А в 1940-х-1950-х все больше по шапке доставалось. Даже грозились выслать из города, как неблагонадежного человека. Вызывали в инстанции и говорили: «Ну что вы все копаетесь в этом, других тем, что ли нет?». Но в итоге была открыта тема побега из ХХ блока концлагеря Маутхаузен. Эту тему (теперь уже на новом этапе и в соответствии с новым словом науки и техники) продолжает исследовать мой отец. 20 строк про это вошло в один из томов многотомной Истории Великой Отечественной войны. Бабушка всегда говорила, что эти 20 строк для нее премного важнее, чем десятки публикаций. Были и публикации в «Историческом архиве», и эфиры на ЦТ и ВР.

Прошли годы, и недавно бабушку нашел молодой исследователь из Австрии, из университета Вены, он писал книжку про Маутхаузен, и вспомнил про одну из первооткрывательниц темы. Были, увы, и случаи, когда генералы от советской литературы (комписы, как называл их Войнович) творчески «заимствовали» бабушкины труды, отбивая потом на годы охоту к творческой работе. Плагиат и в те времена имел место быть.711

Вспоминаю, как она привела меня с первой статьей в «Донскую речь». Я тогда летом только отработал в РГАДА (Российский госархив древних актов), пытался журналистскую братию Новочеркасска поразить своими архивными разысканиями. С трудом пробивал тексты, в которых ломались представления о донских казаках, как о ходульных слугах «царя и веры» (как же все сложнее было!). Вспомнил, как во время моей первой поездки на международную конференцию в 1994 году бабушка помогла бедному студенту с приобретением туфель (не в рваных же калошах моему единственному внуку с профессурой серьезной общаться?). Вспоминал, как при отсутствии компьютера, прославленный журналист выполнял роль моего личного секретаря и печатал мне мои курсовые и всякие другие работы. Вспомнил наши поездки на экскурсии (бабушка много водила авторских экскурсий), а также мои попытки выступать в роли ее редактора (наивные и слегка по-детски нагловатые). В общем, много есть что вспомнить. И порадоваться, ибо такие родственники — настоящее богатство!

Как-то она пошутила: «Я буду жить, пока ты не защитишь докторскую диссертацию». Я и не спешу. Для западников я и так уже доктор, а в России степень девальвируется стремительно (трудно бабушке это понять). Говоря честно, не хочу обсуждать меню для банкета, не на это учился. Колбасит, когда серьезные люди в моем родном Ростове говорят о раках и рыбке, конвертиках и ресторанах, как инструментах для обретения чаемой степени. Так что, дай Бог, Тебе, бабушка Ариадна, встретить столетний юбилей!».

«ЧЛ» присоединяется ко всем поздравлениям, звучащим в адрес Ариадны Сергеевны Юрковой в дни празднования ее 90-го дня рождения!

Фото из архива Анатолия Ясеника.