Сегодня:

Вы можете вспомнить с трех попыток, как зовут президента Германии? Мало кто сможет, потому что вся реальная власть в этой стране сосредоточена в руках парламента и канцлера. А президент — фигура церемониальная, дань традиции, как и английская королева. Хотите узнать, какие еще бывают бутафорские должности? Можно даже не ездить в Англию — у нас в Новочеркасске есть целый церемониальный Совет. И недавно я решил из него выйти.

В свое время я рассчитывал, что Совет директоров может стать чем то вроде элемента гражданского общества в хорошем смысле. Не столько оппозиционной структурой, сколько той, что создает реальный баланс мнений горожан, бизнеса и власти. Равновесие, благодаря которому мэрия может лучше видеть свои ошибки или недочеты. Это касается не только власти — в любом деле: в экономике, во взаимоотношениях руководства с подчиненными, альтернативный взгляд на события помогает выработке эффективной стратегии реагирования. Другой взгляд, особое мнение — это всегда хорошо. Уверен, что Совет директоров должен быть именно такой силой, поскольку знания и опыт людей, участвующих в нем, успешных предпринимателей и управленцев, уникальны и могли бы сослужить добрую службу Администрации, не имеющей таких всесторонне подготовленных кадров.

Этот орган, следуя логике, должен прорабатывать или подтверждать те решения администрации, которые хороши и полезны для города, или аргументированно не давать движения неэффективным стратегиям. И все это ради всеобщей цели— чтобы город развивался, чтобы были благоприятными условия для развития малого и среднего бизнеса, чтобы процветали его жители. Этого не происходит вообще, абсолютно.

Хроническая неэффективность

Если вы зайдете на официальный сайт Новочеркасска, вы сможете увидеть там информацию о том, что территориальное объединение работодателей «Совет директоров предприятий и предпринимателей города» работает с октября 1987 года и в его состав входят 76 человек, но не найдете ни слова о том, сколько решений этого органа были претворены местными властями в жизнь.

Я когда-то работал в старом Совете директоров, и наблюдал ровно то же самое фактическое бездействие, вошел в новый в надежде на какие-то позитивные изменения, но единственное реальное действие, которое я увидел там год назад — сплоченность против бывшего мэра.

Сейчас, на мой взгляд, ситуация несколько другая по форме, но по содержанию — практически такая же. То есть, Совет не привлекается к рассмотрению важных для жизни и развития Новочеркасска проблем. И, хотя на словах было много рассуждений о создании рабочих групп совместно с Администрацией, в результате все разговоры вылились в предложение трехстороннего соглашения для членов Совета совершенно бессмысленного, поскольку по закону мы и так делаем все, что от нас требуется для улучшения экономической и социальной ситуации в городе, а обязанности Администрации в отношении Совета прописаны в нескольких общих фразах без всякой конкретики.

Это соглашение, в котором не предусмотрена ответственность мэрии перед бизнесом, в то время как предприниматели обязаны делать все: строить, платить налоги, нести социальную нагрузку. С действующими предприятиями такие соглашения не нужны – все определено законодательством. Мы и так делаем все, что нам положено и сверх того — все, что в наших силах, а участие в социальных проектах – это дело возможности и желания каждого предпринимателя. Если такие соглашения и нужны, то их надо подписывать с новыми инвесторами. И в этих документах должно быть четко прописано, в какие сроки Администрация предоставляет землю, оформляет разрешительные документы и прочее, а инвестор гарантирует уплату налогов и сборов в бюджет, создание новых рабочих мест. И ответственность Администрации должна быть четко определена: свою часть договора не выполнили – ушли в отставку. Это я и предложил на Совете директоров Новочеркасска.

Даже более — этот документ мало того, что ничего не значащий, в нем не заложен даже ничтожный результат. Задам риторический вопрос: если завтра ухудшится экономическая ситуация и сократится потребность в электровозах, в бутылке, в электродах, упадет выручка и сократятся налоги – получается, что мы не выполнили свою часть соглашения? Это абсурд.

Ведь нельзя ставить план по раскрываемости преступлений, потому что какой план должен быть в таком случае — разумеется, 100%. Какой план может быть по части собираемости налогов — да чем больше, тем лучше. И если ставить вопрос таким образом, чтобы собрать их кровь из носу по максимуму, то получается парадокс: заведомо невыполнимую величину налоговая пытается исполнить сомнительными с точки зрения закона методами, которые потом оспариваются предпринимателями в судах, но это уже никого не волнует.

Поэтому, что касается Совета Директоров — да, это общественная организация, но те вопросы, которые там сейчас обсуждаются: по производительности труда, о ситуации на рынке труда и т. д., — это не те моменты, на которые Совет директоров объективно может повлиять, совершенно не зависящие от его решений вопросы. Эти проблемы если и решаются, то точно на других уровнях, на том же производстве, например.

 

В моем понимании все-таки Совет Директоров должен быть разбит на рабочие группы и являться реальным органом с четко выстроенными отношениями с городскими властями. И если решение Совета аргументированное, то оно подлежит исполнению Администрацией. Тогда от этого будет польза, это будет действительно общественно значимая работа в пользу города, а не впустую потерянное время на ничего не значащие разговоры и подготовку ни на что не влияющих документов. Но сейчас я вижу, что этого не происходит, и хроническая неэффективность работы автоматически ставит вопрос о смысле ее продолжения.

 Пусть говорят?

А еще я решил покинуть пост члена президиума Совета потому, что устал наблюдать полное равнодушие со стороны его участников к происходящим в городе процессам и безразличие к результатам деятельности этой организации. Хотелось бы напомнить, что принцип «каждый сам за себя» не является рабочим в долгосрочной перспективе. Фактически, в Совете директоров сейчас нет общего объединения против неправильных решений, либо за какое-то важное для всех дело. Доходит до того, что из десятков присутствующих на обсуждении очередного вопроса, только я да Марина Поволоцкая выступаем с критикой выдвинутых Администрацией предложений! Политическая активность в городе практически отсутствует.

Я вижу огромный минус в том, что в городе не создана конструктивная оппозиция, предлагающая альтернативные варианты и свою помощь в решении насущных вопросов и продавливающая решения в интересах горожан, даже когда эти решения не очень по душе власти. Мы же видим хвалебные речи в адрес мэрии в местной прессе, и полное игнорирование фактов, не вписывающихся в мажорную повестку дня. Надо ли говорить, что подобный подход снижает эффективность управления городом в разы!

Таким образом, общественная организация Совет директоров фактически выполняет роль потемкинской деревни при Администрации, позволяя ей в каждом удобном случае декларировать налаженность диалога с бизнесом, в то время как по факту мнение деловых кругов Новочеркасска не влияет ровным счетом ни на один происходящий в городе инициированный властями процесс и  что это, как не игра в одни ворота?

 Ведь ничего в городе по большому счету не меняется, поскольку нет диалога между общественностью и властью, отсутствует долгосрочная программа развития города и привлечения инвестиций. Я как-то анализировал: прошло почти 30 лет с момента перестройки, и если ретроспективно посмотреть на городские результаты за этот период, и сравнить их с аналогичным периодом с 1955 года, когда в Новочеркасске были построены НЗСП, Нефтемаш, Электродный завод, получил мощнейшее развитие НЭВЗ и многие другие предприятия, до сих пор обеспечивающие город рабочими местами и налоговыми сборами, то мы увидим удручающую картину: а сколько заводов было построено с 1985 года? Какие были созданы условия для развития промышленности? Что стало с качеством жизни горожан, с социальной инфраструктурой, с количеством и состоянием детских садов и больниц, например? Ведь, если не считать «Эскорта», который возведен на базе Нефтемаша, нового стекольного завода «Актис» и завода металлической упаковки группы компаний «Кэн-Пак», практически не наблюдается развития в сфере производства. Почти все, что мы видим в сфере крупного строительства — это очередные торговые центры.  Зато за это время, наряду с НЗСП, прекратили свое существование и другие крупные производства.  Достаточно сказать, что сегодня в Новочеркасске нет ни одного хлебозавода, ни одной молочной переработки — нормально ли это для такого крупного города?

Вопрос теперь к новочеркассцам: все ли вам нравится в том, как организована наша жизнь сегодня? Если продолжать действовать по принципу, когда каждая хата с краю, то ничего не изменится ни в обозримом будущем, ни через следующие тридцать лет, пока нефть у нас в стране не закончится.

Да, так можно существовать более-менее сносно, но ведь можно жить и совсем по-другому: можно иметь качественное обслуживание в муниципальных предприятиях, гарантированное рабочее место и зарплату высокую, замечательно организованный и доступный досуг, современные медицинские услуги, т. е. качество жизни в нашем городе может быть совершенно другим, и все предпосылки для этого есть!

Мы ответственны за то, каким будет завтрашний день для наших детей, и создавать задел на будущее мы должны сегодня. Городская инфраструктура обеспечивается, в том числе, и налоговыми поступлениями от действующих предприятий города — и потому на бумаге, в цифрах, Новочеркасск выглядит весьма достойно, но если оглянуться по сторонам, скажите честно — устраивает вас то, что вы видите?

Ведь для благополучия горожан мало наполняемости бюджета, необходимо знать, как и на что он тратится. И если каждый раз выбрасывать на ветер миллионы рублей, как на так называемый ремонт дорог в том году, то никаких денег не напасешься на покрытие красивых речей из мэрии. А ведь по сути системной работы по исправлению ситуации нет — есть только латание дыр, фактически и фигурально.

 

Как сказал Цицерон за пятьдесят лет до нашей эры, искусство думать отличается от искусства говорить, и у одних мы видим знание вещей, у других же знание слов. Так вот на словах у нас все хорошо, даже замечательно: власти бодро рапортуют об освоенных бюджетных средствах и ударно проведенном ремонте дорог, а по факту — главная магистраль города вся в ямах и заплатках, не говоря уж о второстепенных дорогах.

И так во всем.

Поэтому, приняв решение перестать тратить свое время на неэффективные способы взаимодействия с властью, я хочу уточнить, что я всегда открыт к диалогу с честными и здравомыслящими людьми по любому вопросу, касающемуся общего благополучия Новочеркасска.

 Владимир Базиян.

 Адрес для обратной связи pr@escort.ru