Сегодня:

Наверно, у кого-то заголовок может вызвать недоумение: уж казачьих-то творческих коллективов в нашей казачьей столице, поди, не один десяток! Они достойно представляют песенное, танцевальное и фольклорное наследие донских казаков, передают его юным казачатам, радуют своими выступлениями земляков, встречают-привечают отечественные и зарубежные делегации, завоёвывают престижные места на фестивалях и конкурсах различного уровня. В чём проблема-то?любо1

— Проблема заключается в том, что в столице донского и даже мирового казачества нет показательного профессионального казачьего коллектива. — Так считает Заслуженный работник культуры РФ Юрий Хачатурян, руководитель известного в городе Народного ансамбля казачьей песни «Любо».

— А как же те, что существуют при учреждениях культуры?

— Я как специалист могу утверждать, что они, конечно, хорошие коллективы, но они не могут, так же, как и мы, полностью обеспечить потребности нашего города. Нужен тот коллектив, который бы работал – именно работал, а не просто участвовал бы в художественной самодеятельности по зову сердца. Это должен быть тот коллектив, который организовался бы и работал как настоящий профессиональный коллектив — и по зову сердца, и по своим профессиональным способностям. Неважно, муниципальный он будет или на каких-нибудь «спонсорских рельсах», но чтоб это была именно работа. Но я вообще считаю, что инициировать этот вопрос должна общественность города.

— Мы только зрители, которые знают ансамбль «Любо», смотрят и восхищаются. А вы, специалист,  пришли и обозначили проблему, изложили свои аргументы в пользу создания муниципального казачьего коллектива. А можно ли сказать хоть приблизительно, насколько востребованным мог бы быть этот ансамбль?

— У городского дома культуры мероприятия практически каждый день. Мы могли бы свободно обслужить  200 мероприятий – если б были профессиональным ансамблем. А сейчас, поскольку мы самодеятельный коллектив, нам положено выступить на 3-4 мероприятиях в месяц. Бывают и незапланированные мероприятия. Например, звонят – приехала делегация, надо встретить. А я бы с удовольствием, но не могу  — все участники нашего ансамбля работают на других предприятиях. Конечно, многие не придут работать в профессиональный коллектив, останутся в самодеятельности, но взамен них придут люди, имеющие навык и образование.

Юрий Арамович приводит красноречивые исторические примеры:

— В 1937 году, не в лучшее время для страны, создаётся Донокубанский государственный казачий ансамбль песни и пляски. А когда немцев только отогнали от Сталинграда, шла война, а в 1943 году создается государственный Воронежский народный хор. Несмотря ни на какие трудности, создали этот государственный профессиональный коллектив! Или в 45-м году, когда в стране послевоенная разруха, создается Уральский народный хор. Потому что это наше общее достояние, наша гордость. Руководители страны думали о том, чтоб поднять национальный дух нашего народа! А мы об этом забываем, я много раз слышал от чиновников:  «Да оно и так пойдёт, и так хорошо, если народ поёт песни, значит, все нормально у нас в стране! Кто поет — они и так будут петь!»

— Тем не менее, в городе есть муниципальные творческие коллективы, на их содержание выделяются деньги из городского бюджета.

— Да. Очень хорошие коллективы – ансамбль народных инструментов «Донские узоры» и академический хор под управлением Жанны Рейн. Никто не подвергает сомнению их высокий профессиональный уровень, в репертуарном плане они молодцы, исполняют много произведений на донские казачьи темы; но именно казачий колорит, песенно-танцевальное творчество эти классические коллективы представить не могут.

— Есть ли у нас в городе какие-то коллективы, которые могли бы или хотели стать муниципальным казачьим ансамблем?

— Вопрос не стоит так, будет ли ансамбль «Любо» муниципальным коллективом» или ансамбль «Родник», или ещё какой-то — это не принципиально! То есть ансамбль казачьей песни «Любо» может существовать как самодеятельный коллектив, а можно создать новый коллектив, но в него надо вложить определённые средства на организацию, костюмы, инструментарий и прочее. А целесообразнее это сделать на базе одного из ведущих самодеятельных коллективов, который имеет уже какую-то материальную базу, и который сразу будет уже работать.

— А судьи кто? Кто будет, например, решать, на базе какого коллектива создавать муниципальный?

— Собрать совещание при управлении культуры, и коллегиально решить этот вопрос. Ансамбль «Любо», на мой взгляд — самый оптимальный коллектив, потому что там хороший инструментарий, костюмы, какая-то атрибутика, очень обширный репертуар, добрая половина участников имеет специальное образование, но тем не менее, они участвуют в самодеятельном коллективе по зову своей души.

 У вопроса, поднятого Заслуженным работником культуры Российской Федерации Ю.А. Хачатуряном, есть две составляющих – статусная, «имиджевая» для казачьей столицы, и экономическая. В этом интервью прозвучала лишь одна точка зрения. А что, в самом деле, думает общественность? Ведь муниципальные коллективы содержатся на деньги налогоплательщиков. Как сказано на официальном городском сайте (http://www.novochgrad.ru/texts/history/id/30.html), «В городе Новочеркасске мероприятия по сохранению и развитию культуры и искусства осуществляются в рамках  городской долгосрочной целевой программы «Сохранение и развитие культуры города Новочеркасска на 2011-2014г.г.». Кроме того, мероприятия по поддержке культурно-досуговых учреждений нашли отражение в других городских долгосрочных программах», в частности, — в городской долгосрочной целевой программе «Поддержка казачества города Новочеркасска на 2012-2015 годы»;

Мы любим свой город и нам не безразлично, что является его «визитной карточкой». Предлагаем высказать свою точку зрения активным горожанам, деятелям культуры, членам казачьих станиц, депутатам городской думы Новочеркасска.

Ирина Городецкая

фото из архива ансамбля «Любо»

С предложениями просим обращаться в редакцию газеты.