Сегодня:

В преддверии годовщины Чернобыльской трагедии  26 апреля 1986 года у активистов новочеркасской городской общественной организации «Чернобыль» наступает горячая пора, а в маленьком здании музея на улице Гагарина,112, становится многолюдно.  5-6 школьных классов в день приходят сюда, чтоб услышать неприукрашенную правду о первых днях, неделях, месяцах этой самой крупной техногенной катастрофы 20 века. Сменяя друг друга, участники ликвидации последствий чернобыльской катастрофы Сергей Рыбальченко, Евгений Кудрявцев, Владимир Шелих рассказывают тем, кто родился спустя много лет, о том, как это было, о своих товарищах, которых уже нет в живых, о «буднях подвига» (так красноречиво подписана одна из многочисленных фотографий на стенах музея). IMG_8707

Никакие школьные уроки не заменят этих живых рассказов, где вся информация передается через воспоминания, цифры и факты подкрепляются случаями из жизни ликвидаторов.

Вообще-то этот музей официально называется иначе – постоянно действующая выставочная экспозиция. Их здесь две. На очень ограниченном пространстве энтузиасты из НГООИ «Чернобыль» смогли развёрнуто, с множеством фотографий, фактов, карт и схем представить две темы. Одна — «Никто не забыт и ничто не забыто» — посвящена Чернобыльской аварии и её последствиям. Но всю эту правду школьникам рассказывают не в качестве страшилок. Они должны знать, что сотни и тысячи ликвидаторов отвели беду от миллионов людей, — рисковали, а порой и расплачивались жизнью в борьбе с радиацией, которая вырвалась на свободу отнюдь не по вине «слепой стихии». Они должны знать, чтоб не повторять экстремальных путешествий «сталкеров» в зону чернобыльской катастрофы, куда зазывают некие турагентства (за немалые деньги, кстати).

— Обещают провести «по чистым маршрутам» — отвечает на вопрос кого-то из школьников Сергей Рыбальченко, — но это невозможно. Вот на этом месте «чисто», а ветер дунул, пыль поднял – и нет «чистого маршрута»!IMG_8706

Есть здесь и вторая экспозиция — «Герои нашего времени», о материалах которой ребятам тоже рассказывают. Стенды ее посвящены ветеранам подразделений особого риска – тем, кто участвовал в испытаниях ядерного оружия, ликвидации последствий аварии на ядерном предприятии «Маяк». Мало кто из них остался в живых. Все давали подписку «о неразглашении», из-за чего врачи не могли им поставить точный диагноз и назначить лечение. Многие документы засекречены до сих пор.

…Один класс выходит, и тут же в комнату набивается следующий.

— А не лучше сделать видеофильм, чтоб не проводить часовые беседы каждый раз? – спрашиваю я руководителя организации Сергея Рыбальченко и Евгения Кудрявцева.

— Нет. Каждый раз беседа складывается по-разному. Разные вопросы задают, и реакция у всех ребят разная. К нам часто приходят и просто ребята из соседних школ. Летом —  бабушки с внуками, которые приезжают на каникулы из других городов.

Газета «Пробизнес» не могла не спросить, на какие средства существует этот «народный музей».

— Только на частные пожертвования членов нашей организации…

В коридоре шум-гам. Это закончился очередной «Чернобыльский урок». На подходе следующий класс.

Будем жить. Будут дети расти –

Наша радость сквозь горечь полыни.

Боже правый, прости нас, прости,

И спаси, если можешь, спаси,

Крест чужой мы влачим и поныне.

 

Нас все меньше, но всё же нас тьмы,

  Как ни сильно ряды поредели.

  Это мы, слышишь, Господи, мы –

  Те, кто землю спасли в том апреле.

  • из Гимна Чернобыльцев. (авт. муз и слов В.Ф. Шовковшитный).

Ирина Городецкая