Сегодня: 18 апреля 1623, Вторник

«Житель Пензы обвиняется в незаконном приобретении и сбыте специальных технических средств»,  «За покупку ручки с мини-камерой задержан житель Москвы», «Житель Новочебоксарска заплатит штраф в размере 20 тысяч рублей за заказ в Интернете «шпионской» авторучки», «На Камчатке за продажу шпионского гаджета суд приговорил военнослужащего к штрафу», «За проданную шариковую ручку абаканцу грозит срок».

Заголовки новостей из Интернета.

 «Невозможно управлять невинными людьми. Единственная власть, которую имеет любое правительство, — это применения жестоких мер по отношению к уголовникам. Что ж, когда уголовников не хватает, их создают. Столько вещей объявляется криминальными, что становится невозможно жить, не нарушая законов. Кому нужно государство с законопослушными гражданами? Что оно кому-нибудь даст? Но достаточно издать законы, которые невозможно выполнять, претворять в жизнь, объективно трактовать, – и вы создаете государство нарушителей законов и наживаетесь на вине».

Айн Рэнд

«Атлант расправил плечи».

История достойная фельетона, если бы не привлечение героя к уголовной ответственности.

Дизайнер из Новочеркасска Евгений Матвиенко получил срок – год условно за … приобретение авторучки! Авторучка была, правда, не простая, а со встроенной видеокамерой и диктофоном. Сотрудники ФСБ задержали его в почтовом отделении при получении посылки – заказа из Китая. Потом был допрос, суд…

Сам Евгений рассказывает, что покупал через Интернет объективы к своему фотоаппарату. На страничке появилась необычная ручка стоимостью всего 350 рублей, он и кликнул на нее заодно.

Прошло пять месяцев, Матвиенко уже и забыл про свой заказ. Но тут пришло уведомление, и он отправился на почту. Там его уже, как известно, ждали. «Подсуетились», как выяснилось, работники таможни. Просветив конверт, они пришли к выводу, что в посылке находится … шпионское устройство! Тут уже «шпионом» занялись вплотную сотрудники ФСБ.

Евгений сначала думал, что произошла какая-то ошибка: он совсем не собирался играть в агента 007. Но правоохранительные органы были серьезны: обвинение ему предъявили по статье 138.1 УК РФ “Незаконное приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации”.

Покупка прибора попала под эту статью, потому что камера и диктофон были закамуфлированы под авторучку и визуально в этом нельзя было разобраться.

 *     *     *

Что же относится к специальным техническим средствам для негласного получения информации? Перечень таких средств утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770. Это:

1. Специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации.

2. Специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования.

3. Специальные технические средства для негласного прослушивания телефонных переговоров.

4. Специальные технические средства для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи.

5. Специальные технические средства для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений.

6. Специальные технические средства для негласного исследования предметов и документов.

7. Специальные технические средства для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов.

8. Специальные технические средства для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов.

9. Специальные технические средства для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи.

10. Специальные технические средства для негласной идентификации личности.

Возникает вопрос, волнующий  многих людей, не желающих получить судимость по ст. 138.1 Уголовного Кодекса  РФ  — чем отличается техническое средство, «попадающее» под действие ст. 138.1 Уголовного Кодекса  РФ, от «легального»?

Позволим себе пространную цитату из статьи адвоката Евгении Белобородовой (http://pravorub.ru/). Она анализирует только первые два пункта из этого перечня:

 «Что попадает под эти два пункта?

К примеру: Видеоняня Philips-Avent SCD 600. Артикул: 3464614 | от 7 450 р. в разных магазинах.

«Видеоняня Philips-Avent SCD 600 состоит из приемника и передатчика, позволяющего вести мониторинг и передавать сигнал на расстояние до 150 метров, в том числе из другой комнаты или с другого этажа. Ночной режим передает четкую картинку в темное время суток, благодаря функции инфракрасного видения…».

Другой пример: Видеорегистратор (англ. Digital Video Recorder, DVR, цифровой видеорегистратор) — устройство, предназначенное для записи, хранения и воспроизведения видеоинформации.

Видеорегистраторы, в основном, используются в системах видеонаблюдения как стационарных (на объектах), так и подвижных (например, автомобильные видеорегистраторы).

И тот и другой приборы вполне можно использовать для «негласного получения и регистрации акустической информации и для негласного визуального наблюдения и документирования».

Не говоря уже о мобильном телефоне, оснащенном видеокамерой, способном транслировать видео- и аудиоряд куда пользователю заблагорассудится.

Таким образом, практически любое устройство, оснащенное функциями аудио- и видеозаписи можно использовать для целей, перечисленных выше.

Мы намеренно заострили внимание только на первых двух пунктах. Остальные пункты перечня видов специальных технических средств ничем не отличаются от первых двух.

К примеру: «Специальные технические средства для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов».

Во времена, когда мечтой всех автовладельцев была «вишневая девятка», таковым специальным техническим средством был отрезок стальной проволоки, изогнутый буквой «г». Данное специальное техническое средство позволяло «негласно проникать» во все ВАЗовские авточудовища серий 08 и 09. Да и сейчас позволяет. Передача проволочки, загнутой буквой «г» другому лицу, в принципе, можно трактовать, как преступление, предусмотренное ст. 138.1 УК РФ.

Таким образом, попытка законодателя отделить «криминальные» специальные технические средства от «легальных», основываясь на расплывчатых определениях о назначении данных технических средств, оказались (в очередной раз) не только бесполезными, но и потенциально опасными для населения».

 Остается добавить, что к уголовной ответственности по статье 138.1 УК РФ может быть привлечено лицо, достигшее возраста 16 лет. Как раз тот возраст, когда очень хочется «шариться» в интернете и что-нибудь «этакое» недорого купить.

 Елена Надтока.

 НАША СПРАВКА. Статья 138.1 УК РФ (Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации) заработала 7 декабря 2011 года. Раньше за аналогичное преступление судили по ст. 138 ч. 3. Предусматривала она тогда до 3 лет лишения свободы, решение выносили мировые судьи. Теперь наказание ужесточили до 4 лет тюрьмы и передали на рассмотрение судам общей юрисдикции, районным и городским.