Сегодня: 23 октября 2019, Среда

Открытое письмо руководителям коммунальных служб города

 О коммунальных услугах и тарифах говорят все на всех этапах политической, экономической, избирательной жизни страны: все критикуют, обещают разобраться, только поддержите, изберите, доверьте и т.д. и т.п. А потом — тишина и новые потрясения, как это было в прошедшем 2012 году, который принес двухразовое повышение тарифов!!!

Что мы имеем сегодня? После грозного предупреждения Правительства установлены индивидуальные счетчики воды (установлены не у всех, ну и что? — а «кары» за их отсутствие нет), установлены общедомовые водомеры (но не везде, «кары» тоже нет, а у тех, кто установил, появилась головная боль), введен показатель «общедомовые нужды» коммунального ресурса, но его состав не определен, а порядок оплаты вызывает сомнение.

А что все это принесло жителям? Рассмотрим на примерах, что нам считают и «прозрачно» печатают в квитанциях.

Начнем с оплаты за потребленный газ: здесь до 2015 года пока проблем нет. Наверно, газовики думают: что бы в будущем отнести к «общедомовым нуждам»?

Теплоснабжение — здесь с установкой общедомового счетчика проблем стало меньше. Конечно, можно было «ломать копья» о том, та ли температура подачи тепла при температуре на улице, но для расчета надо много данных, поэтому трудно спорить, а может, и не надо. Правда, не будет неожиданностью, что в ближайшее время «общедомовые нужды» могут появиться и в снабжении теплом.

Электроснабжение — здесь проблем пока не много. Понятно, что надо платить за потребление света в подвалах, на лестничных площадках, за потребление при ремонтных работах, требующих потребления электроэнергии, но … почему мы должны платить за освещение улиц фонарями, которые мы устанавливаем на фасадах дома? Для этого у домов стоят осветительные фонари, которые уже давно не светят, Новочеркасск пополнил «достопримечательности» России, где есть «царь пушка», которая не стреляет, «царь колокол», который не звонит, останкинская телебашня, которая не показывает, а у нас осветительные столбы, которые не светят. Надо бы жильцов освободить от оплаты за эту «услугу».

Водоснабжение — здесь проблем, как говорят, «вагон и маленькая тележка».

Рассматривая «водяные проблемы», будем учитывать: во-первых, что коммунальные услуги включают «водоснабжение» и «водоотведение», во-вторых, как определяет МУП «Горводоканал», состав удобств, на которые установлены тарифы, включаются «вода + ванна + туалет + канализация», в-третьих, определим (хотя нигде этого нет и даже министр ЖКХ РФ на встрече 26.02.2013 г.с Президентом РФ В.В. Путиным не мог их назвать), что можно отнести к «общедомовым нуждам»? Мы можем предположить, что в их состав включаются:

— потребление воды для мытья лестничных площадок и окон на них,

— использование воды для поливки цветов, деревьев на территории,

— «потери воды», если она течет где-то вне квартир в подвале,

-использование воды для заполнения отопительной системы при проведении опрессовки дома (хотя это происходит редко и незаконно) и … кажется, все, если «Горводоканал» не придумает еще что-нибудь новенькое. Попытки получить ответ на вопрос «В каких случаях вода проходит без учета квартирным или общедомовым счетчиком?» оказались тщетными.

Проблема № 1 (основная): Учитывая, что до места установки общедомового водомера нет кранов для забора неучтенной воды, то во всех случаях, отнесенных к «общедомовым нуждам», потребленная или «потерянная» вода должна учитываться, во-первых, только как «водоснабжение». Но, во-вторых, она уже учитывается — либо в квартирных счетчиках (мытье полов, окон, поливки цветов и деревьев), либо общедомовым счетчиком («потери воды» в системе и использование её при опрессовке отопительной системы). Во всех этих случаях «водоотведение», которое, согласно Постановлению Правительства № 354, определено как «… отвод бытовых стоков … по центральным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам » (подраздел «в» глава 4), отсутствует. При этом за использованную воду жильцы уже оплатили, т.к. её учел или квартирный счетчик (воду дают поочередно жители подъезда), или общедомовой (когда вода течет в подвал). При этом в настоящее время в обоих случаях при оплате МУП «Горводоканал» учитывает и «водоснабжение» и «водоотведение», хотя во всех этих случаях в состав удобств должна входит только «вода», а остальные составляющие удобств отсутствуют. (Ну, причем тут удобства «ванна + туалет + канализация», на которые установлены тарифы?).

Наивно думать, что после мытья полов лестничных площадок грязную воду будут сливать в унитазы каких-то квартир, а других технических возможностей использовать составляющую «удобств» нет, и поэтому вода, в перечисленных случаях, в канализацию не поступает.

Так почему при оплате «общедомовых нужд» мы платим за «водоотведение»? А «цена» за «водоотведение» составляет 44,1% от установленного общего тарифа на воду. Было бы правильным оплату за «общедомовые нужды» (если их определят) производить хотя бы только по тарифу «водоснабжение».

Проблема № 2: При заполнении системы дома общедомовой счетчик до полного заполнения системы дома считает поступивший объем воды (опять, причем тут «водоотведение»?), а индивидуальные (квартирные) счетчики до ее использования её не считают. А при использовании воды жильцами общедомовой счетчик считает дополнительно поступающую воду в объеме потребленной жильцами (ведь система работает по принципу «сообщающихся сосудов»). Опять вопрос: почему жильцы должны оплачивать заполнение системы и по тарифам «водоснабжение» и «водоотведение»? Ведь они её оплатят, когда используют. Нетрудно понять, что показания потребленной воды квартирными счетчиками и показания общедомового счетчика всегда будут отличаться на количество воды, которая постоянно находится в системе дома, а она в крупных домах составляет значительную величину.

Проблема № 3: При отключении подачи воды жильцам дома для обеспечения нормальных бытовых условий заполняют ванны и дополнительные емкости, которые за время отсутствия воды используются не более чем на 65%, а остальные запасы сбрасываются без надобности. Почему жители должны платить за неудобства, причинные поставщиками воды? Может и эти потери оплачивать с учетом раздела IX приложения 1 раздела 1 пункт 1 Постановления Правительства РФ № 354?

Проблема № 4: Постановлением № 354 установлены сроки (с 21 по 23 число), в которые жильцы должны сообщить показания индивидуальных счетчиков, а показания общедомового надо сообщить на 25 число. Такой разброс дат приводит для крупных домов к значительной разнице по платежам и трудностям организации учета. И еще не понятно, почему «Горводоканал» принимает месячное потребление с квартиры в размере 1-1,5 куб.м, если даже грубый подсчет показывает, что при нормальном образе жизни минимальное количество воды, потребляемое жильцом в месяц не может быть менее 3-3,5 куб.м.

Может это будет странным заключением, но, учитывая вышеизложенное, можно считать, что установка общедомовых счетчиков воды и оплата по их показаниям является спорным или даже ошибочным. Достаточно установить 100% квартирных счетчиков учета воды, тогда будет оплачиваться потребленная вода, а не поступившая.

Вопрос о реформировании в ЖКХ стоит сегодня очень остро, а установление величины тарифов и порядок оплаты за коммунальные услуги должны стать основополагающим. Сегодня надо бы определить, что такое «общедомовые нужды» и что к ним относиться, как их рассчитывать и как оплачивать. Это было бы хотя бы первым небольшим, но действенным шагом к снижению необоснованных платежей жильцами за пользованием коммунальных услуг. Простейший расчет показывает, что на 100-  квартирный дом в месяц идет переплата по коммунальным услугам около 15 000 рублей, что составляет почти 25% от месячного сбора по статье «Содержание жилья».

Очень приятно узнать о предстоящих изменениях Постановления № 354 Министерством регионального развития России – возможно, через интернет на сайте этого Министерства.

Некоторые руководители регионов уже высказались за приостановление действия Постановления Правительства № 354. По нашему мнению, причинами могут быть:

— нет определения, что относится к «общедомовым нуждам»;

— приведенная формула распределения оплат на «общедомовые нужды» не учитывает, что в их состав входят должники и нет возможности учета предоставленной рассрочки платежей, и т.п.;

— порядок передачи показаний квартирных счетчиков (в течение 3-х дней) очень растянут и не стыкуется со сроками передачи показаний общедомового счетчика;

— разница между показаниями потребленной воды квартирными счетчиками и показанием общедомового счетчика всегда будут отличаться на количество воды, которая постоянно находится в системе водоснабжения дома (а в крупных домах она весьма значительна);

— полностью отсутствуют возможности управления процессами контроля и регулирования оплаты потребленной воды ТСЖ, домовыми комитетами, ЖСК.

Изложенное мнение и высказанные предложения, может быть, спорны. Поэтому хотелось услышать мнение и конкретные предложения — особенно от председателей ТСЖ, ведь именно они сегодня сталкиваются с этими проблемами ежедневно, а также узнать точку зрения руководства ДГХ и МУП «Горводоканала», МУП «Тепловые сети», ООО «Донэнергосбыт», а может и других специалистов. Решать проблемы ЖКХ сегодня надо практическими делами, а пока, кроме обещаний и критики существующей системы, ничего не делается.

Настораживают рассматриваемые Государственной Думой проекты Постановлений Правительства РФ «Об утверждении стандартов и правил деятельности по управлению многоквартирным домом», «Об утверждении минимального перечня необходимого для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения», и, особенно, предложения о создании региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов. Финансовая оценка оплаты планируемых мероприятий и количество специалистов, которых необходимо привлечь или содержать в штате для выполнения работ, предусмотренных в указанных документах, приведет к значительному росту оплат коммунальных услуг населения и прекращению существования ТСЖ.

 В.В. Потребилов

(от инициативной группы ТСЖ).

Комментарии (0)

Добавить комментарий