Сегодня:

На недавнем заседании областной антинаркотической комиссии губернатор Василий Голубев назвал проблему наркомании бедой, трагедией всего нашего общества. Следовательно, всеобщей и комплексной должна быть и борьба с этим злом, цветы которого только множатся, если почву их произрастания удобряют равнодушие и формализм.
О некоторых аспектах проблем, связанных с наркоманией, корреспондент «В» беседует с врачом психиатром-наркологом новочеркасского филиала областного наркологического диспансера Михаилом Мирземетовым.
— Михаил Абдулович, разные информационные источники говорят одно и то же: в последнее время ситуация со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным распространением в целом по стране, по всем ее регионам имеет тенденцию к ухудшению. Почему вдруг – или не вдруг – наркотизация общества стала массовой? У Вас есть свое объяснение этому явлению?
— Этому, прежде всего, способствует социальная обстановка. У молодежи нет достаточных условий для приобщения к здоровому образу жизни, не хватает бесплатных спортивных и других досуговых секций. К тому же молодые люди просто не хотят работать. Их привлекает возможность участвовать в каких-то шоу-мероприятиях, шоу-программах, митингах – и, ничего не делая, получать за это какие-то деньги. Наркозависимые группы населения сейчас стремительно молодеют, причем, значительно пополняются девочками-подростками. Ну и не следует забывать, что ситуация осложнилась в последнее время из-за того, что Россия стала центром наркотрафика. Наркотики из азиатских стран в западные проходят через Россию и, конечно, оседают здесь.
— Так что, ситуация безвыходная? Ведь ее исправление – перспектива такого далекого будущего, что ведущие к нему дороги теряются за горизонтом…
— Безвыходных ситуаций нет. Но проблема действительно крайне тяжелая, и усугубляется она тем, что сейчас идет скрытая пропаганда наркотических веществ. Люди свободно знакомятся с описанием наркотиков, их воздействием на организм.
— Вы считаете, что доступ к информации негативно влияет на эту ситуацию? А как же утверждение, что «информирован – значит, вооружен»?
Это смотря как информировать и чем «вооружать». Немалый вклад в разрушающее поведение подростков вносят некоторые средства молодежной массовой информации. Вольно или невольно они формируют искаженное представление о проблеме наркомании, пропагандируют абсолютно мифические, но молодыми людьми воспринимаемые за истинные понятия, например, что наркотики бывают «серьезные» и «несерьезные», делают человека «свободным», помогают решать жизненные проблемы, что наркотики могут и должны быть легализованы. Наблюдается своеобразный вызов со стороны особой наркотической субкультуры, которая базируется в дискотеках, в некоторых досуговых учреждениях и даже в учебных заведениях. Есть основание говорить о существовании так называемой «возрастной волны»- прежде всего, со стороны юношей, о новом отношении к наркотикам. Все это вызывает большие опасения и ставит нас перед необходимостью существенно перестраивать систему первичной комплексной профилактики употребления психоактивных веществ. Уже 12-летний школьник знает, что собой представляет наркотик, знает, что кто-то из его друзей или знакомых употребляет наркотик. И хоть его все этим пугают, но его разбирает элементарное любопытство — самому попробовать, узнать, что же это такое.
— Ну вот, а еще говорят, что любопытство – не порок.
— Что касается наркотиков – порок. Да еще какой! С наркотиками вообще шутки плохи. Ведь даже один — единственный случай употребления тяжелого наркотика может сразу сформировать зависимость. Вот о чем нужно трубить, звонить во все колокола. Вот о чем детей и подростков нужно предупреждать и предостерегать. Подростковой среде свойствен коллективный, а точнее говоря, стадный рефлекс. Если, не дай Бог, подросток или молодой человек окажется в окружении наркоманов-приятелей, то в любом случае, рано или поздно (чаще – рано) его уговорят попробовать наркотик – «хоть один раз». А уж чем для него этот «дебют» обернется, никому не известно, но, как правило – ничем хорошим.
— В прошлом году президент Медведев выступил с инициативой провести в учебных заведениях тестирование детей для выявления тех, кто склонен к употреблению наркотиков. С этой целью была разработана специальная программа. 90 учреждений начального и среднего профессионального образования Ростовской области приняли в ней участие. Насколько я знаю, Вы в составе группы медиков проводили тестирование в одном из новочеркасских ПТУ. Вообще о пользе или вреде тестирования детей в учебных заведениях было немало споров. Как Вы лично к этому относитесь?
— Я считаю это в целом полезным шагом, хотя, безусловно, будет и недовольство, есть и будут те, кто не согласится участвовать в тестировании. Будут и определенные накладки, к примеру, могут оказаться положительные результаты у тех, кто никогда наркотики не употреблял, так как любое тестирование предусматривает определенную погрешность результата. Но именно поэтому тестирование и проводится анонимно, чтобы о результатах никто посторонний не знал, и на ребенка не смогли навесить «ярлык». После передачи результатов в наркологическое заведение можно будет там провести обследование и расставить, как говорится, все точки над «i».
— И все же, несмотря на недостатки, каков, по-Вашему, главный положительный момент тестирования детей и подростков?
— Это раннее выявление, предупреждение и проведение мероприятий по профилактике употребления наркотических веществ. А в целом – пропаганда здорового образа жизни. Ведь в процессе тестирования мы проводим с подростками и беседы, разъясняем последствия употребления любых психоактивных веществ, то есть, веществ, которые воздействуют на психику человека.
— Как сами подростки, в основной своей массе, относились к проведению тестирования? И каков общий результат?
— Несколько человек были выявлены на употреблении марихуаны. Их будут обследовать, при необходимости – назначат лечение. Что касается ПТУ, где в тестировании участвовал я, то там была такая ситуация: основная масса протестированных имела отрицательный результат. Те, кто мог бы иметь положительный результат, на тестирование не пришли, ведь, как известно, мероприятие проводилось на абсолютно добровольной основе.
— В таком случае, какой вообще имеет смысл это мероприятие – если человек знает, что у него могут выявить положительный результат, он попросту не придет на тестирование?
— По крайней мере, сам отказ от прохождения тестирования уже может насторожить медиков, педагогов. Да и реакция одногруппников-одноклассников имеет большое значение – подросток отказался, значит, чего-то боится. Так что они могут стать своего рода катализатором, подвигнув его на то, чтобы все же пройти тест. Подростки в таком возрасте очень зависят от мнения сверстников. Хорошо, когда это мнение направляет человека в какое-то позитивное русло, но, к сожалению, так случается далеко не всегда.
Более 40 процентов детей и подростков из числа тех, кто злоупотребляет психоактивными веществами, впервые встретились с наркотиками в возрасте от 11 до 14 лет. А значит, учащиеся ПТУ, средних классов школы, первых курсов колледжей – именно та возрастная группа риска, где легче всего «приживаются» цветы зла и которую всем обществом надо активно отвоевывать у поля «злостных сорняков».

Продолжение разговора с Михаилом Мирземетовым –
в следующем номере газеты.