Сегодня: 2 мая 0306, Среда

Истории… Не присуща честность, но мил миф.
Михаил Веллер

Известно, что факты — упрямая вещь, но оказывается, и мифы (выдумки) не менее упрямы и очень живучи.Я нахожусь в Новочеркасске более шестидесяти лет и периодически слышу, а то и читаю нелепости, связанные с нашим городом. Попытаюсь развенчать некоторые из них.

Миф о «Маленьком Париже»

В устном и письменном виде гуляет по Дону выдумка о том, что Новочеркасск – это некое подобие столицы Франции. Так, в августе 2007 года в газете «Культура Дона» ее корреспондент Екатерина Барабаш сообщала жителям области: «Французский инженер Ф.П. Деволан выстроил центр города по плану французской столицы, поэтому Новочеркасск частенько именуют «Маленьким Парижем».
В 2010 году в Новочеркасске вышла книга Ю.Любавина-Богаевского и О. Ушакова-Богаевского «Сокровищница казачьей доблести», представленная ими как путеводитель по Новочеркасску. Там этот миф получил очередное подтверждение: «Последний (де Воллан – В.Р.) составил проект, отдаленно напоминающий планировку Парижа. Поэтому старожилы, влюбленные в свой город, называют его «Парижем в миниатюре».
Кому-то очень хочется жить не просто в Новочеркасске, а пусть в маленьком, миниатюрном, но все-таки Париже.
Для придания мифу правдоподобия его распространители не гнушаются искажением фактов, не церемонятся и с хронологией. Так, голландский военный инженер Франц де Воллан, с 1787 года и до конца своих дней (1818г.) служивший в России и составивший планы ряда городов юга России, в т.ч. Нового Черкасска, превращен ими во француза. А Платову приписали, будто бы Париж, в котором побывал атаман в 1814 году, вдохновил его на создание лучевой системы плана новой донской столицы. При этом их не смущает тот факт, что план Нового Черкасска был утвержден императором Александром I за десять лет до того, как «вихорь-атаман» проскакал по Парижу. Который, кстати, в то время еще не был тем блистательным городом, которым он стал после реализации «плана Османа» (вторая половина 19 – начало 20 века).
Ни де Воллану, ни Платову не было необходимости вдохновляться древним Парижем, перед их взором был более современный и близкий пример – Санкт-Петербург. Новой столице Российской империи к тому времени едва исполнилось сто лет. И застраивалась она по заранее разработанному плану, в котором присутствовала та самая лучевая система – три проспекта, расходящихся от Адмиралтейства.
В то время, как Новый Черкасск – Новочеркасск планомерно обстраивал свои просторные площади, проспекты и улицы, в Париже назрела необходимость радикальной реконструкции его многовековой хаотичной застройки. «План Османа» (кстати, префект Парижа Жорж Осман родился через четыре года после закладки Нового Черкасска) предусматривал «исправление» исторически стихийно сложившейся планировки Парижа путем пробивки новых широких магистралей. Эта операция, начавшаяся в 60-е годы 19 века, растянулась на многие годы. Анна Ахматова, жившая там в 1911 году, свидетельствовала: «Прокладка новых бульваров по живому телу Парижа была еще не совсем окончена». Однако этот радикальный метод вполне себя оправдал, и Париж благодаря ему стал в 20 веке красивейшим городом Европы.
Существует присловье: «Париж всегда Париж». Пусть же и Новочеркасск остается самим собой, и не будем приписывать ему того, чего в нем не было и нет.