Сегодня:

Все, что нажито непосильным трудом…

Если брак перестает быть счастливым, развод не должен превращаться в несчастливое бремя. На первый взгляд, вопрос о разделе общих супружеских долгов законом урегулирован, но закон есть закон, а у жизни свои законы.

В коллегию адвокатов за оказанием юридической помощи обратился Сергей Наумов.
Со своей супругой, Марией Крабовой, Наумов находился в зарегистрированном браке с 1995 по 2010 г. В период времени с 2008 г. по 2009 г. он получил три потребительских кредита в различных банках, и на момент расторжения брака общая сумма ссудной задолженности составляет 250000 рублей. Доказательств в соответствии с действующим процессуальным законодательством того, что данные средства были потрачены на нужды семьи, ведение совместного хозяйства, Наумов представить не может.
Однако в соответствии со ст.39 Семейного кодекса РФ считает, что в случае раздела общего имущества супругов он имеет право на раздел общих долгов и, таким образом, выплаты по оставшейся задолженности будут распределены пропорционально полученным долям в общем имуществе супругов. Долги перед банками Наумов считает общими долгами супругов, так как они образовались в браке. В случае, как считает гражданин Сергей Наумов, если все общее имущество супругов останется у его бывшей жены, то она принимает на себя общие долги и должна будет погасить ссудную задолженность, образовавшуюся во время брака по кредитным договорам супруга.

По вышеуказанной ситуации клиент получил разъяснение адвоката Виктора Евгеньевича Кабаненкова:
— В соответствии с ч. 3 статьи 39 Семейного кодекса РФ общие долги супругов при разделе общего имущества супругов распределяются между супругами пропорционально присужденным им долям. Под общими долгами следует считать долги, возникшие у супругов в период их брака в связи с ведением совместного хозяйства, в данном случае денежные средства должны были быть потрачены исключительно в интересах семьи.
В соответствии с ч.1 ст.45 Семейного кодекса РФ по обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество этого супруга. При недостаточности этого имущества кредитор вправе требовать выдела доли супруга-должника, которая причиталась бы супругу-должнику при разделе общего имущества супругов, для обращения на нее взыскания.
Доказательств того, что по кредитным договорам возникли общие обязательства супругов, Сергей Наумов предоставить не может, хотя обязанность по доказыванию данных обстоятельств лежит на Сергее Наумове, требующем распределения долга.
Согласно ч.2 ст.45 Семейного кодекса РФ, взыскание обращается на общее имущество супругов по общим обязательствам супругов, а также по обязательствам одного из супругов, если судом установлено, что все, полученное по обязательствам одним из супругов, было использовано на нужды семьи.
Из анализа вышеперечисленных норм следует, что супруг, заключивший кредитные договоры, обязан доказать, что долг является общим, деньги потрачены на ведение совместного хозяйства, нужды семьи либо на совершение сделок в интересах семьи.
На защиту другого супруга, не заключавшего кредитные договоры, становится общая часть обязательственного права Гражданского кодекса РФ и конкретно следующие его нормы:
в соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно ч. 3 статьи 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц.)
В данном случае супруга Сергея Наумова не участвовала в обязательствах и кредитные договоры не заключала.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. В случае распределения долга на супругу Марию Крабову происходит изменение условия кредитного договора и должником по обязательству становится уже она.
Исходя из положений обязательственного права, ответственность, вытекающую из договорного обязательства, несёт лицо, выступающее в качестве его стороны – в данном случае в качестве заемщика выступал гражданин Наумов.
Таким образом, супруга Сергея Наумова не является стороной в обязательстве и не может в соответствии с законом отвечать за исполнение обязательства и нести гражданско-правовой ответственности.
Фактически в случае распределения долгов произойдет перемена лиц в обязательстве, вытекающем из кредитных договоров — перевод части долга с гражданина Н. на гражданку К.
Но в соответствии с ч.1 ст.391 ГК РФ перевод долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора, т.е. банков, выдавших кредиты.
Также мы видим, что при переходе части долга с гражданина Наумова на гражданку Крабову нарушаются законные интересы банков, так как должником становится иное лицо, платежеспособность которого банками не проверялась, вследствие чего могут возрасти риски невозврата заемных средств.
Также семейное и гражданское законодательство не содержит презумпции о том, что согласие второго супруга предполагается при принятии другим супругом на себя кредитных, долговых и иных подобных обязательств. Законом предусмотрено наличие личных обязательств супругов.
Подытоживая, следует сделать вывод, неутешительный для некоторых должников по кредитным договорам: долг одного из супругов может быть распределен между ним и вторым супругом только в том случае, если супругом, заявившим о разделе долга, предоставлены суду доказательства того, что долг является общим, т.е. возник по обоюдной инициативе супругов, деньги потрачены на ведение совместного хозяйства, нужды семьи, либо на совершение сделок в интересах семьи.
Цивилизованному разводу мешает прежде всего отсутствие культуры общения. У нас не умеют договариваться в личных отношениях, не умеют выслушивать друг друга, понять вторую сторону до того, как она на судебном заседании станет «противной стороной». Я вчера смотрела один из любимых моих фильмов «Тот самый Мюнхгаузен», и вдруг, знаете, фраза как на заказ: «Развод — величайшее достижение человечества. Влюбиться можно за одну минуту, а разводиться – годами».

Свои вопросы для консультации у адвоката вы сможете присылать по почте или электронной почте по адресу редакции.
row['name']