Сегодня:

Кто и почему уничтожил памятную стелу?

В редакцию «В» из Городской Думы передали письмо. Его написала Т.В. Мазанова, жительница пр. Платова. К письму приложена фотография. На ней ветераны завода им. Никольского запечатлены на так называемой «верхней площадке» предприятия 6 мая 1988 года, накануне очередного Дня Победы. Они стоят на фоне памятной стелы с именами погибших на фронте рабочих завода. Собственно, об этом памятном знаке и идёт речь в письме Т.В. Мазановой (к сожалению, она не указала своего имени и отчества).
«Стелу памяти цинично уничтожили за время правления Волкова А.П., — сказано в письме, — надеюсь, через газету будет найден ответ, кто и почему уничтожил Стелу памяти. Её никуда не перенесли, её сдали на чермет».
Уважаемая Т.В. Мазанова! Ни один нормальный человек не может не разделить Ваше возмущение по поводу уничтожения стелы с именами погибших. Как Вы, наверное, знаете, в своё время прекратили существование несколько промышленных предприятий нашего города, в их числе станкостроительный завод, «Спецэлеватормельмаш», завод им. Никольского. Площади бывших заводов были проданы. Новые хозяева расчистили территорию от всего, что им мешало. Убрали и стелу с именами погибших заводчан на территории завода им. Никольского. Кто именно отдал приказ снести её, сегодня установить уже не представляется возможным. Во время расчистки территории завода спилили все деревья, вывезли весь металл, снесли небольшие сооружения. Остались только стены цехов и заводоуправления, в которых сегодня, после ремонта, расположились разные магазины.
Невозможно установить, кто именно повинен в том, что памятный знак не перенесли, а просто выбросили вместе с другим ломом, но наверняка эти люди из поколения детей и внуков ветеранов. Они, скорее всего, были пионерами, комсомольцами и тимуровцами, стояли на «Вахте памяти», играли в «Зарницу», слушали рассказы фронтовиков о войне. Смотря патриотические фильмы, ненавидели фашистов и переживали за «наших». Повзрослев, они стали деловыми людьми, занялись бизнесом. Эти люди, скорее всего, даже не придали значения тому, что на территории бывшего завода есть памятное сооружение. А рабочим, занимавшимся расчисткой территории, как всегда, было все равно. Только в нашем народе бытует, наверное, выражение: «Ломать — не строить, душа не болит!». Спилили, сломали, вывезли, как и не было ничего. Не нашлось пары квадратных метров для переноса памятной стелы. А может быть, и не хотели её оставлять? Ведь тогда она будет напоминать не только о погибших заводчанах, но и о погибшем предприятии? С глаз долой, из сердца вон?
Прежний мэр города, конечно, не виноват в уничтожении стелы на территории бывшего завода. Новые хозяева делали то, что считали нужным, и никто им был не указ. Подобная эпидемия беспамятства, к большому сожалению, сегодня характерна для всей России. В Москве (да и не только там) безжалостно сносят исторические здания, не обращая внимания на протесты общественности, которая уже готова к рукопашной схватке со строителями-разрушителями. Повсеместно уничтожаются природные объекты. В нашем городе на территории рощи вырубили почти 1000 деревьев, которые объявили кустарниками. На глазах разрушаются некоторые исторические здания. Яркий пример — дом Курнакова на углу ул. Александровской и Атаманской. В своё время на улице Атаманской снесли одну из первых построек Новочеркасска — здание Алексеевского приюта, и возвели на его месте жилой дом. Таких примеров немало.
…Кто-то из наших читателей, возможно, узнает на снимке среди ветеранов завода им. Никольского родного или просто знакомого человека. Наверняка здесь изображены и люди, которые уже ушли из жизни. Пусть это будет наш вклад в копилку памяти, ведь газеты хранятся в библиотеках и архивах очень долго.
row['name']