Сегодня:

Сани полезнее всего готовить летом, а телегу, соответственно, зимой. Помня эту народную мудрость, один из жителей нашего города (скажем, Сергей Сергеевич) решил до наступления зимы заменить балконный блок в своей квартире. Старый уже весь рассохся, и сквозило из него очень сильно.
Сергей Сергеевич обратился в одну из фирм, которая занимается установкой пластиковых стеклопакетов. Её сотрудники без проволочек сделали замеры, а заказчик, заключив с фирмой договор, заплатил нужную сумму. В один прекрасный ноябрьский день новый балконный блок был доставлен в квартиру Сергея Сергеевича. Счастливый заказчик уже предвкушал тепло и уют, в котором он и его семья будут пережидать зимние холода. Сотрудники фирмы успешно демонтировали старый блок и приступили к установке нового. Но не тут-то было. Новый блок оказался немного шире проёма.
— Проёмчик ваш надо расширить малость, — сказали работники, — и без перфоратора тут никак не обойтись. У вас есть перфоратор?
— Нет, — развёл руками обескураженный таким поворотом событий Сергей Сергеевич, — а у вас?
— И у нас нет, — покачали головами работники, у которых, кроме отверток и баллончиков с монтажной пеной, и правда ничего не было. — Короче, так: как только найдём перфоратор, приедем, проём расширим и блок поставим. А если вы раньше нас найдете этот инструмент, то звоните нам без промедления.
С этим сотрудники фирмы и отбыли восвояси.
Перфоратора у Сергея Сергеевича отродясь не было. Не было этого инструмента и у его родственников, друзей и соседей. Кстати, для тех, кто не знает: перфоратор — это большая дрель, которая может работать в режиме отбойного молотка. Стоит такой инструмент, в зависимости от мощности, немалых денег, поэтому покупать его лишь для того, чтобы расширить проём, Сергею Сергеевичу смысла не было. Видимо, такого же мнения придерживались и сотрудники фирмы, которые на звонки заказчика регулярно отвечали: «Всё путём! Перфоратора нету. Ищем». «Поиски» перфоратора затянулись на несколько месяцев. Зиму Сергей Сергеевич встретил в квартире с проёмом, кое-как зашитым ДВП.
В середине февраля (после трёх месяцев ожидания) невероятно терпеливый заказчик обратился к специалистам отдела по защите прав потребителей Управления торговли. Там ему помогли составить претензию в адрес руководства фирмы.
Пункт 4 статьи 35 «Выполнение работ из материала исполнителя» закона «О защите прав потребителя» гласит: «Материал исполнителя и необходимые для выполнения работы технические средства, инструменты и прочее доставляются к месту выполнения работ исполнителем».
Иными словами, наличие материалов и инструментов, необходимых для исполнения работы — это никак не проблема заказчика. Исполнитель, тем более сполна получивший предоплату, обязан выполнить работу, согласно заключённому договору. Сейчас заказчик может применить к нерадивому исполнителю норму закона «Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ», которая прописана в статье 28, пункте 5: «В случае нарушения установленных сроков выполнения работы … исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы договором о выполнении работ не определена — общей цены заказа». За три месяца может набежать приличная сумма.
Если горе-мастера вовремя не одумаются, то последствия для них могут быть более серьёзными, поскольку заказчик имеет все основания подать на исполнителей в суд, что повлечёт для них неотвратимость возмещения ущерба, морального вреда и судебных издержек. Общая сумма, востребованная с фирмы по суду, может в несколько раз превышать стоимость самого лучшего перфоратора, на отсутствие которого ссылается недобросовестная фирма. Но дело здесь всё же не в перфораторе, а в чем-то другом, что в магазине не продаётся…

Материал подготовлен при содействии специалистов Управления торговли и бытового обслуживания