Сегодня: 20 апреля 0956, Вторник

ЧТОБЫ УЧИТЬ ДРУГИХ, НАДО БЫТЬ ЛУЧШИМ
2010-й год был назван годом учителя. Почти на его исходе в ноябре в Новочеркасске прошел конкурс профмастерства «Молодой учитель» — муниципальный его этап. По условиям конкурса стаж работы участников не должен быть выше пяти лет, а возраст – не старше тридцати. Отправить на конкурс требовалось три позиции: анкету участника, конспект занятия и эссе на тему «Моя педагогическая деятельность».
14 молодых педагогов откликнулись на предложение участвовать, из них ни одного мужчины. Жюри по достоинству оценило работы всех участниц, потому, как коснулись педагоги в своих творческих работах не только трудовых будней, но некоторых философских вопросов.
Работу Ольги Старченко сразу отправили на областной этап конкурса в Ростов. Там она победила в номинации «Лучший специалист дошкольного образовательного учреждения РО».
Еще три работы снискали признание в Новочеркасске. За победу в муниципальном этапе областного конкурса были отмечены дипломами 1-й степени Марина Величко, 2-й – Ольга Борисова, 3-й – Наталья Меркулова. Каждая из молодых учительниц — лучшая в своем деле, каждая из них особенная.

ЧЕМ ЖИВЕТЕ, ЧЕМ ДЫШИТЕ?
«Моя педагогическая концепция опирается на три принципа:
— Увлечь, заинтересовать.
— Развивая, обучать.
— Воспитать Человека», — так писала в эссе и говорила при личной встрече со мной Ольга Александровна Борисова.
Она – учитель-дефектолог детей среднего дошкольного возраста. Место ее работы — Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №47. Это большой детский садик, в котором 10 групп: 3 группы общеразвивающей направленности, 3 группы — оздоровительной, 2 группы — компенсирующей направленности с нарушением зрения и 2 группы компенсирующие логопедические. 23 человека – это только педагогический состав.
Ольга обучалась на факультете коррекционной педагогики в Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева. Вышла замуж за военного и переехала в Новочеркасск — так наш город получил ценного молодого специалиста. Ее стаж работы в должности учитель–дефектолог — 3 года.
Свое эссе участница Борисова начала так:
«Люди по-разному понимают роль учителя. Одни видят в нем просто преподавателя учебного предмета, другие… Я же вижу педагога, воспитателя и наставника человека, способствующего становлению личности ученика. На своих занятиях я стараюсь быть с воспитанниками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников…».

ЗАЧЕМ ЭТО НАДО?
Амблиопия, косоглазие, дальнозоркость – сейчас это довольно распространенные детские заболевания. Дети с нарушениями зрения еще более вслушиваются в слова родителей, педагогов, окружающих. Технологии, развивающие и оздоровительные, способствуют социализации ребенка – это если говорить научным языком.
Проще говоря, нарушения зрения плохо сказываются не только на ориентации человека в пространстве, но и на приспособленности его в обществе, особенно, если проблемы возникают еще в раннем детстве. Ребенку не только плохо видно, но и неуютно, некомфортно, обидно.
С детьми в спецгруппе детского сада занимается учитель-дефектолог, воспитатель, инструктор по физкультуре, учитель-логопед (бывает, что проблемам со зрением сопутствует и отклонение в речи), воспитатель по ИЗО – все в их работе так или иначе зависит от диагноза ребенка. Заболевание диктует, куда кого посадить, какие упражнения проводить можно, а какие не рекомендуется и так далее.
На занятиях дефектолога зрительная нагрузка тоже бывает разная. Иногда нужно, чтобы предметы были только яркие, крупные, все показания и противопоказания учитываются.
— Есть у меня план работы с перспективой, а еще тетрадь взаимодействия дефектолога и воспитателя. Например, зрительную гимнастику я выполняю, а воспитатель закрепляет, – рассказывает Ольга Александровна. — Сотрудничаю я и с родителями. Знакомлю их с обстановкой своего кабинета, объясняю причины и пользу тех или иных тренажёров, пособий, игр и обязательно даю рекомендации для выполнения зрительной гимнастики в домашних условиях.
На свои занятия вызываю по 2 (в крайнем случае по 3) ребенка -с ними 15 минут в день, не больше. Отдых для глаз – периодический. Задания постоянно меняются, чтобы глаза не уставали, и чтобы ребенок мог оставаться сосредоточенным.

ЗАНЯТИЯ С ПОЛЬЗОЙ
Побывала я на одном из занятий дефектолога. Детки то водили указкой по лабиринту на стене, то обводили пальчиком картинку на парте, то стояли, то сидели – выполняли разные задания, к каждому из которых проявляли интерес. Ольга Борисова объясняет:
— Мы постоянно меняем позу. На занятиях не только сидим, но и стоим, и даже включаем лежачие упражнения – релаксацию. Игры развивают точность, полноту, скорость обследования объекта, зрительный анализ: обучение не только видеть, но и классифицировать предметы. Один из видов специальных коррекционных упражнений — соотношение реальных предметов с их изображением, формы предметов – с геометрическими фигурами. Мы анализируем цвет, размер, форму. Постоянно сравниваем контуры и силуэты. Видим и обводим — закрепляем мелкой моторикой. Им трудно видеть наложение контура на контур, необходимо, чтобы фон не сливался с картинкой, поэтому мы всегда используем подложку контрастного цвета. Есть детки, которые носят акклюдер, его надевают на один глаз для увеличения нагрузки на второй. Детям со сходящимся косоглазием смотреть нужно на наклонную поверхность, поэтому есть подставки на парты и мольберт для стоячих упражнений с наклонной поверхностью. Для детей с нарушением зрения основой является программа Л.И. Плаксиной.
В работе с детьми я использую и другие технологии, — продолжает Ольга Александровна, например здоровьесберегающие технологии системы В.Ф.Базарного, они помогают пробудить у ребенка интерес к процессу обучения, повышают тягу к познаванию и улучшают психо-эмоциональное состояние. Эти методики довольно новые, но уже проверенные, мы берем на вооружение именно такие. Для лучшего эффекта восприятие должно быть и зрительное, и тактильное, и слуховое.

САД – ОРАНЖЕРЕЯ, А ДЕТИ ЦВЕТЫ
— Сегодня не случайно темой занятия была посуда, – подключается к разговору Алла Ивановна Резникова, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе. — Есть несколько программ, по которым работают детские дошкольные учреждения. У нас весь детсад действует по комплексной программе «Детство». На каждую неделю в ней предусмотрена новая тема. То, что обсуждает весь детсад, это же закрепляют на своих уроках и учителя-деффектологи. Мы их постепенно учим. Учим не бояться, учим пробовать. Сами пробуем и учим этому детей. Работа с проблемами — ежедневная и кропотливая. Она способствует тому, чтобы улучшить общее состояние ребенка и хотя бы приостановить заболевание.
— Сейчас среди молодежи мало кто хочет идти в профессию, а еще чтобы творчески активно работать, двигаться вперед, искать свой подход, – гордится занявшим почетное место педагогом Елена Николаевна Мушта — заведующая детским садом № 47. Свое дошкольное учреждение она тоже стремится «шевелить», двигать вперед:
— Детсад принимает участие в различных мероприятиях, например, осенью на Покров в «Празднике тыквы и картошки». Сотрудничаем с музыкальной школой. В своей работе откликаемся на все даты. Мы живем жизнью не только сада, но и жизнью соседней школы и жизнью страны.
— Мне просто нужно было кратко, но емко рассказать о своей работе, – обозначила суть творческого задания Ольга.
В тот день, когда я приехала в 47-й садик посмотреть на занятие, у дефектолога Борисовой как раз был день рождения. Мне очень хочется поздравить ее с праздником, и с тем, что она достойно показала себя на конкурсе. А еще поздравить с осознанием и пониманием своего призвания. Вот еще несколько строчек из ее эссе:
«…Я каждый день общаюсь с детьми, такими разными и неугомонными. Нахожу в этом радость и удовлетворение. Думаю о них. Сопереживаю успехам и неудачам. Люблю… Любить ребенка легко, он умиляет своей беззащитностью, милыми детскими чертами, а вот увидеть в нем личность, помочь развить эту личность может только настоящий воспитатель…».