Сегодня: 18 апреля 1775, Вторник

Работа по созданию в России Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» длилась более четырех лет. И вот в мае 2009 года Федеральный Закон № 123 ФЗ от 22.07.2008 г. вступил в силу. С тех пор прошло полтора года, которые показали актуальность и обоснованность внедрения новых законодательных актов в пожарной безопасности, а новый ФЗ №123 уже окрестили революционным.
Произошла ли на самом деле революция в сфере пожарной безопасности? Как работает новый Закон? Наконец, что изменилось в сознании общества в связи с его принятием и применением?
На эти и другие вопросы мы попросили ответить Члена регионального отделения РСПП «Союз Работодателей Ростовской области», директора Специализированной проектно — экспертной организации ООО «Центр экологии и права» Владимира Петровича Аксёнова.

— Владимир Петрович, что положительного дает руководителям предприятий Технический регламент и новая нормативная база по пожарной безопасности?
— С вступлением в силу 1 мая 2009 года Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» начался новый этап применения в нашей стране так называемого объектно-ориентированного подхода к обеспечению пожарной безопасности. Новацией данного Закона стало то, что наряду с привычной детальной регламентацией большого числа технических параметров объекта защиты (класса пожарной опасности применяемых строительных материалов, минимальных расходов воды на наружное пожаротушение, минимальных противопожарных расстояний и т.д.) он устанавливает количественный критерий, непревышение которого означает достижение приемлемого на сегодняшний день уровня пожарной безопасности. В качестве такого комплексного критерия избран индивидуальный пожарный риск, трактуемый как вероятность гибели на данном объекте от опасных факторов пожара в течение одного года хотя бы одного человека.
Подход, основанный на анализе риска, особенно конструктивен в ситуациях, когда действующий объект защиты удовлетворяет не всем требованиям нормативно-технических документов по пожарной безопасности.
— Какова основная цель создания системы аудита пожарной безопасности?
— Повышение уровня защищенности населения, территорий, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в результате их вывода из сферы «обслуживания» государственными надзорными органами;
освобождение органов государственного пожарного надзора от излишней перегруженности при проведении контроля на объектах;
учет результатов оценки рисков при назначении сумм страховых сборов и их дифференциация в зависимости от уровня защищенности объекта;
обеспечение прозрачности процедур осуществления надзорных функций, предупреждение проявлений коррупции в этой сфере деятельности.
— Но насколько кардинально новыми стали внедряемые изменения?
— Конечно, никто и не ставил своей задачей «разрушить до основания, а затем…». За основу в Техническом регламенте были взяты требования пожарной безопасности, уже применяемые на территории Российской Федерации, отработанные годами, десятилетиями и ставшие привычными для участников рынка документы. Но вместе с тем, закон ввел ряд инновационных моментов, которые ранее не применялись.
Это прежде всего:
– объемно-ориентированный подход к обеспечению пожарной безопасности;
— установление нормативно-допустимых уровней индивидуального и социального рисков;
— добровольное противопожарное страхование (в качестве законной альтернативы можно применять страхование имущественной ответственности перед третьими лицами).
— Как же тогда согласно Техническому регламенту определить, что пожарная безопасность объекта соблюдена?
— Пожарная безопасность будет считаться обеспеченной, если хозяйствующий субъект реализовал одно из двух условий:
1. Либо выполнил все соответствующие требования, установленные как в федеральных законах о технических регламентах, так и в нормативных документах по пожарной безопасности;
2. Либо исполнил только обязательные требования, установленные в федеральных законах о технических регламентах при величине индивидуального пожарного риска не более допустимой.
Данная возможность выбора определена статьями 4, 6, 79, 93 вышеупомянутого закона, причем выбор производится исключительно собственником (эксплуатирующей организацией) объекта.
— А как изменилось соотношение государственного надзора и добровольного аудита в сфере пожарной безопасности?
— В соответствии с Техническим регламентом в РФ появились альтернативные формы оценки соответствия состояния и деятельности в области обеспечения пожарной безопасности. Это либо государственный пожарный надзор, либо независимая оценка риска — аудит пожарной безопасности. Другими словами, в соответствии со статьей 144 Технического регламента, предпринимателю, хозяйствующему субъекту дается право выбора формы осуществления надзора за пожарной безопасностью на его объекте: воспользоваться ли услугами государственного инспектора пожарного надзора или пригласить аудиторскую компанию, т.е. предлагается вполне рыночный механизм, аналогичный финансовому аудиту. Само предприятие вызывает аудитора, получает полную картину безопасности и устраняет недостатки. При исполнении рекомендаций аудиторской компании и получения от нее заключения о соответствии (несоответствии) требованиям пожарной безопасности, объект освобождается от контроля надзорных органов до следующего аудита или момента отказа от него. Это и есть право выбора – альтернативная форма надзорной деятельности.
Надзор носит обязательный выборочный, эпизодический характер. Надзор не в состоянии охватить всю деятельность организации и поэтому нацелен прежде всего на выявление отклонений от требований нормативно-технической документации. По результатам несоответствий, выявленных в ходе надзора, к нарушителю применяются санкции. В связи с этим лицо, подвергаемое надзору, не заинтересовано в полном и объективном выявлении всех несоответствий.
Аудит – систематический процесс контроля соблюдения требований ПБ, который проводится хозяйствующим субъектом добровольно, в целях самоконтроля, целях добровольного подтверждения соответствия. Результатом аудита является только перечень выявленных несоответствий, который является основанием для разработки плана мероприятий по их устранению, т.е. добиться выполнения нормативного значения пожарного риска. Все несоответствия, которые выявляются в ходе добровольного аудита и включенные в план мероприятий по устранению этих несоответствий не могут использоваться надзорными органами для применения санкций. Немаловажно и то, что независимая экспертная организация, которая проводит аудит, разделяет ответственность с руководителем объекта по выполнению плановых мероприятий.
— А как изменилась позиция собственника объекта в связи с открывающимися перед ним возможностями благодаря новому Техническому регламенту?
— Современный руководитель уже сегодня стал заинтересован в максимально тщательном и принципиальном проведении именно аудита, в отличие от надзора. Он прекрасно понимает, что не выявленные нарушения таят в себе скрытые риски, угрозы для осуществления деятельности, неожиданные иски и санкции.
Можно отметить, что количество проведенных аудитов нашей организацией во втором полугодии текущего года, резко возросло, причем аудит стали заказывать не только коммерческие организации, но и федеральные, муниципальные органы власти.
— И в самом деле, Технический регламент стал революционным…
— … именно благодаря возможности выбора формы оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. Как видим, такая альтернатива способствует снижению административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности и обеспечению прозрачности процедур осуществления государственного надзора, что, в свою очередь, предупреждает проявления коррупции в этой сфере деятельности. А это и есть основная цель закона — обеспечить высокую степень защиты общества от пожаров, соответствующую современному уровню развития экономики, на основе реализации конституционного права собственника рисковать своим имуществом при безусловном выполнении мероприятий, направленных на защиту жизни, здоровья людей и чужих интересов.
— А в чем преимущество аудита независимой экспертной организации перед ГПН?
— Во-первых, независимая экспертная организация несет общую с собственником объекта ответственность за соблюдение норм пожарной безопасности в случае возникновения внештатной ситуации. Во-вторых, аудит пожарной безопасности объектов защиты и принятие мер по его результатам позволяет заказчику сэкономить значительные денежные средства при выполнении излишних требований предписаний и направить их на улучшение пожарной безопасности организации.
— А есть ли какие-то внешние открытые источники, в которых можно почерпнуть подробную информацию о действиях собственников в случае проведения проверки инспектором ГПН?
— Конечно, есть! Это не секретная информация. В первую очередь, все-таки надо тщательно изучить новый Технический Регламент. Можно обратиться в «сеть» — www.eco-ug.ru, www.srro.ru, www.61.mchs.gov.ru, можно обратиться к нашим специалистам – экспертам, и мы представим всю нормативную базу, дадим консультации по интересующим вопросам – бесплатно.
Больше года суть Регламента наши специалисты пытаются донести до собственников, руководителей объектов: мы постоянно бесплатно проводим, совместно с Региональным отделением РСПП «Союз Работодателей Ростовской области» обучающие семинары, консультации. Освещаются проблемы введения альтернативных форм надзорной деятельности, аудита предписания, дается объективная оценка требований пожарного надзора, составления плана мероприятий по устранению нарушений, выявленных во время проверки ГПН, а также способы оптимизации затрат на пожарную безопасность объекта, в том числе и при осуществлении противопожарного страхования.
ГПН ГУ МЧС РФ по Ростовской области, ОГПН по г. Ростову-на-Дону и другие проводят разъяснительную работу по применению Технического регламента, в том числе и об аудите пожарной безопасности. Органы ГПН заинтересованы в том, чтобы часть контрольных функций за состоянием пожарной безопасности объектов перешла аккредитованным организациям. Так как данная мера — сокращение подконтрольных ГПН организаций — приведет к более качественному осуществлению ими функций надзора за критически важными объектами, объектами повышенной опасности и мест массового скопления людей.
— Давайте предположим, что, изучив все внешние источники информации, все-таки что-то осталось неясным. А плановая проверка ГПН уже не за горами. Как быть?
— Собственники объектов, руководители предприятий и другие заинтересованные лица, все, кому предстоят проверки государственного пожарного надзора, а особенно те, которые уже подверглись проверке, могут проконсультироваться у независимых экспертов ООО «Центр экологии и права», РО РСПП «Союз Работодателей Ростовской области» или Совета директоров г. Новочеркасска.
Стоит напомнить еще раз, что Право на аудит предоставлено коммерческим организациям, аккредитованным МЧС России. ООО «Центр экологии и права» аккредитовано на 5 лет, до 23 октября 2014 года, и выполнило большое количество данных работ не только в Ростовской области, но и по России.
Наличие заключения аудита пожарной безопасности, согласно пункту 25 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС России от 1.10.2007 № 517, является основанием не включать объекты, прошедшие указанную выше процедуру, в план проведения плановых мероприятий по надзору.
— Владимир Петрович, неужели возможно оспорить Предписание инспектора и доказать правоту собственника?
— Уверен, что не только возможно, но и необходимо. Обратиться к независимой экспертной организации, которая аккредитована на право проведения аудита пожарной безопасности – решение более чем разумное. Из всех существующих сегодня наказаний – закрытие предприятия по вынесенному инспектором Определению – самое суровое. В данной ситуации собственнику предприятия очень важно вовремя среагировать и в течение 10 дней оспорить Предписание. Первое, что делают наши эксперты-аудиторы – оперативно проводят аудит предписания. В итоге, как правило, выясняется, что подозрения собственника о спорных пунктах акта вполне обоснованны. Поэтому без полноценного аудита здесь не обойтись. Эксперту необходимо выехать на объект. Выяснив, какие пункты и в каком порядке стоит принять к исполнению, а какие – нет, составляется обоснованное Заключение. Это Заключение направляется в территориальный орган МЧС РФ. Одновременно с этим наш эксперт помогает клиенту составить план мероприятий по устранению выявленных нарушений.
Кто как не аудитор по пожарной безопасности сможет понять, в каких местах на самом деле есть нарушения, а какие пункты выставленного предписания были необъективными, и сможет обосновать нормативными документами. Действительно, собственнику объекта очень сложно самостоятельно понять, что ему необходимо делать: то ли в полном объеме выполнять Предписание инспектора и смириться с закрытием, то ли искать правду …
— Принято думать, что нанять экспертную организацию и провести аудит – дорогое удовольствие, может быть, поэтому многие по-прежнему рассчитывают на то, что смогут «договориться» с пожарным инспектором?
— Я думаю, что дело тут не в стоимости… Причина — в другом: многие просто не знают, что есть такие понятия, как «аудит пожарной безопасности» или «независимая оценка рисков», «расчет пожарного риска», «расчет времени эвакуации». Так принято в российском обществе — бояться любых инспекторов. А то, что во благо собственников с 22 июля 2009 года работает антикоррупционный Федеральный Закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», многие даже не догадываются.
Специалисты нашей компании уже целый год абсолютно бесплатно проводят разъяснительную работу, еженедельно (каждый четверг) дают консультации, которые так и называются: «Что необходимо делать до и после проверки пожарного надзора?».
Историю, которую Вы мне сегодня рассказали, мы называем «Как после драки грамотно махать кулаками».
— А что бы Вы посоветовали, как необходимо поступать в новых условиях, в свете действия выше обозначенного Закона и с минимальными потерями для собственника?
— А нужно сделать всего одно действие, причем на выбор:
• Позвонить по телефону 8(863) 262-31-46, 262-37-52 или info@eco-ug.ru и задать вопрос, записаться на бесплатную консультацию к нашим экспертам, они проводят эти консультации ежедневно с 14.00 до 16.00.
• Записаться на семинар: «Нормативное регулирование и методическое обеспечение в области обеспечения пожарной безопасности предприятия, организации. Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности)».
• Можно заранее, за два-три месяца до прихода инспектора, провести аудит пожарной безопасности (независимую оценку риска) и сообщить об этом в территориальный орган МЧС, и объект просто будет снят с контроля на 3 года.
• Либо вызвать эксперта-аудитора непосредственно на объект в момент плановой проверки инспектором ГПН – это один из эффективных способов, помогающий разобраться по горячим следам и принять меры в соответствии с Законодательством. Другими словами, в этом случае собственник делегирует эксперту право вести переговоры с пожарным инспектором во время инспекционного контроля.
Независимые экспертные организации созданы как альтернатива государственному пожарному надзору. Они отстаивают интересы бизнеса своего клиента.
— А что необходимо делать собственнику или руководителю предприятия, когда уже составлен Протокол и Предписание, а самому предприятию грозит закрытие?
— В этом случае выбирать не придется, главное — как можно скорее сразу после проведения проверки инспектором ГПН предпринять определенные шаги!
1. Как можно скорее обратиться к профессионалам – независимой экспертной организации. Максимально возможный для исправления ситуации срок – в течение 10 дней с момента проверки объекта.
2. Провести аудит предписания силами независимой экспертной организации, в результате которого будет дана объективная оценка обоснованности требований инспектирующих органов.
3. Разработать план мероприятий по устранению нарушений, выявленных во время проверки.
— А каков алгоритм проведения аудита пожарной безопасности?
— Пожарный аудит включает в себя несколько этапов. Первое – это консультация по телефону и выезд специалиста на объект с целью осмотра объекта и определения объёма работ. Далее мы проводим анализ нормативно-правовых актов по пожарной безопасности. После этого идет пожарно-техническое и объемно-планировочное обследование объекта. После проведенной работы мы готовим и оформляем письменное заключение о состоянии пожарной безопасности объекта, регистрируем его в Едином Реестре ФГУ «Госэкспертиза МЧС России» и передаем в территориальный орган ГПН МЧС России.
— Не надо никаких штрафов, остановок предприятий до 90 суток, «решений вопроса с инспектором»… «можно спать спокойно»?
— Да, выполнив наши рекомендации. Причем, руководитель или собственник предприятия имеет право заказать проведение аудита либо в полном объеме, либо провести экспресс-аудит перед проверкой пожарного надзора или после проверки ГПН для защиты своих прав.
Аудит предписания позволяет нам провести анализ соответствия замечаний предписания пожарного надзора и фактических нарушений пожарной безопасности на объекте защиты, тем самым позволив свести к минимуму финансовые затраты.
Аудит предписания необходим не только для оптимизации затрат на обеспечение пожарной безопасности, но и для составления реального плана по устранению нарушений после проверки ГПН.
И все это осуществляется в рамках нового ФЗ №123, т.е. аудита пожарной безопасности.
— Какова мотивация объектов для проведения независимой оценки рисков?
— Получение руководством предприятия полной и объективной картины относительно уровня обеспечения пожарной безопасности на объекте;
определение приоритетных направлений финансирования создания (реконструкции, совершенствования) систем пожарной безопасности при имеющихся недостатках;
снижение на предприятии финансовых рисков, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций и пожаров; особый порядок осуществления пожарного надзора, предусмотренный административным регламентом МЧС России по исполнению функции государственного пожарного надзора (освобождение от плановых проверок объектов, имеющих заключение независимой оценки рисков в области пожарной безопасности);
получение дополнительных преимуществ в конкурентной борьбе;
экономическое стимулирование органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления организаций, получивших положительное заключение по результатам оценки рисков;
установление страховых сборов в зависимости от уровня защищенности объектов.
— Как Вы оцениваете перспективы продвижения нового Технического регламента?
— Конечно же мы понимаем, что революционный переворот в сознании общества произвести одномоментно невозможно. «Период привыкания» к новым требованиям пожарной безопасности займет некоторое время. На сегодня количество организаций, принимающих форму осуществления надзора за пожарной безопасностью на его объектах — аудит пожарной безопасности, приобретает устойчивую положительную тенденцию.
— Спасибо, Владимир Петрович, за ответы. Надеемся, что теперь наши читатели сделают верный вывод – штрафы, предписания и приостановка деятельности или аудит пожарной безопасности…
— Проблема пожарной безопасности отнимает много времени и сил, и порой кажется бесконечной. В тоже время, это актуальная проблема для каждого предприятия – никто не застрахован от пожара.
Зачем откладывать ее на потом, когда есть новый, более гибкий способ сделать ваше предприятие пожаробезопасным и соответствующим всем нормам, без существенных финансовых затрат. И главное не допустить гибели людей и имущества.

ОБРАЩАЙТЕСЬ:
344002 г. Ростов-на-Дону, ул. Обороны, 49, офис 201-203
Тел./факс (863) 262-31-46, 262-37-52, 236-20-04
www.eco-ug.ru
E-mail: info@eco-ug.ru, avp@eco-ug.ru, ecology-ug@mail.ru, natacha@eco-ug.ru

row['name']