Сегодня:

От Политфантома

Более чем убедительная победа А. Кондратенко на выборах мэра Новочеркасска привлекла к себе львиную долю внимания общественности. При этом на втором плане остались итоги голосования граждан в округах. Полагаю, анализ состава городской Думы Новочеркасска пятого созыва также представляет интерес.
Прежде всего отмечу, что представительный орган местного самоуправления — в нашем случае городская Дума — обладает достаточно важными полномочиями, среди которых следует выделить рассмотрение и принятие бюджета города, регулирование ставок местных налогов в определённых федеральным законодательством пределах и, самое главное, то, что касается каждого — утверждение тарифов на питьевую воду и тепловую энергию для населения.
Так что ошибаются те, кто полагает, что городская Дума является аморфной структурой, занимающейся маловажными проблемами. Если попытаться одним предложением выразить сущность работы ее депутатов, то это будет управление финансовыми потоками. Управлять ими можно по-разному. Можно — в интересах большинства жителей Новочеркасска. Скажем, выделить средства на ремонт дорог или снизить тарифы. А можно — в интересах зятя, казака Ары и других, не менее уважаемых товарищей полковников. У такого управления есть всего один незначительный недостаток: оно не в интересах большинства. Поэтому нам необходимо выбрать в Думу адекватных людей, способных не только соглашаться с мэром, но и возражать ему.
Слезы умиления вызывают у меня агитки разнообразных кандидатов в депутаты, с маниакальным упорством на каждых выборах обещающих «решить все проблемы округа»: починить дороги, тротуары, лавочки, детские площадки. Какой вздор! В Думу идут не для этого. Влияние на бюджет города, тарифы и налоги — вот это действительно интересно. Для избирателей в данном случае важно, чтобы городской парламент полностью выполнял свою представительную функцию: чтобы депутаты не на словах, а на деле представляли и отстаивали интересы избравших их горожан. Например, по проблеме тарифов.
Однако депутаты городской Думы 4-го созыва острых вопросов не задавали. Такая позиция полностью соответствовала установке одного из лидеров единороссов Бориса Грызлова, вошедшего в историю с афоризмом: «Государственная Дума — не место для дискуссий!». Удивляться тут нечему. Если из 25 депутатов городской Думы 23 (!) являются членами одной партии, то о каких дискуссиях, даже на местном уровне, может идти речь? А раз нет дискуссии в парламенте, то и дорог нормальных не будет, и тарифы будут постоянно расти. Это железное правило без исключений.
Очень хорошо, что в новом составе городской Думы представлены три партии («Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ), а также беспартийные самовыдвиженцы. Это означает открытость процесса принятия решений. В парламенте Новочеркасска есть представители крупных предприятий, бюджетной системы, малого предпринимательства. Это позволяет надеяться на то, что принимаемые решения будут сбалансированы, а в практику работы новочеркасского парламента вернётся свободный обмен мнениями.
Персональный состав городской Думы по сравнению с прошлым созывом значительно улучшился. Были отправлены в политическое небытие одиозные персонажи, без толку просидевшие кто три, а кто четыре срока подряд. Теперь господин Таранец сможет больше времени уделять своим пациентам в БСМП. Это очень здорово для пациентов, для городской Думы и для всех остальных горожан, избавленных, наконец, от законотворческой активности господина Таранца, а также некоторых других уважаемых дам и господ.
В пятом составе Думы есть все: бизнесмены и педагоги, чиновники, наёмные менеджеры и даже пенсионер МВД. Это является гарантией достаточного широкого представления интересов самых разных групп граждан. Стилистические отличия от Думы предыдущего созыва становятся всё более очевидными. Вместо генерала-спикера В. Золоторенко новым председателем депутаты избрали В. Лучкина. Его заместителями стали А. Андрющенко и А. Карабедов. Такой состав руководства Думы позволяет надеяться на конструктивную работу с новой администрацией, а также на то, что депутаты не утонут в мелких бытовых проблемах своих округов. Возможно, моя точка зрения покажется крайней, однако убеждён в том, что депутат не должен превращаться в чиновника, а городская Дума в филиал Департамента городского хозяйства. Текущие крыши, латание дыр, благосустройство округа не должны быть главной заботой депутата. Его работа как законного представителя народа, — принимать качественные управленческие решения в масштабах всего города, а также внимательно следить за действиями чиновников мэрии, за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств. При таком подходе дороги в округах и по всему городу в целом будут нормальными, а Новочеркасск — благоустроенным.
Впрочем, делать выводы о работе депутатов городской Думы 5-го созыва пока рано. Первым тестом на вменяемость для них станет проблема завышенных тарифов на услуги ЖКХ в Новочеркасске. Будут они, как обещали, снижать цены или всё уйдёт в песок? Посмотрим.