Сегодня:

У каждого времени — свое лицо, точнее лица, из которых оно складывается. Казачий город в 30-х годах был весьма многолик, впитав в свой повседневный облик впечатляющую по обилию проявлений череду событий. События, события, события… Разномасштабные, разнокалиберные. Расскажем о нескольких из них, о которых чаще других почти восемь десятилетий назад говорили горожане.

Концерт Ирмы Яунзем
Известная советская камерная певица Ирма Петровна Яунзем дала концерт для новочеркасской публики в ноябре 1930 года. У нее – редкий голос: меццо-сопрано, которым восхищались современники. Заслуженная артистка Белоруссии (впоследствии она стала народной артисткой России) исколесила с концертами всю страну. Ирма Петровна записывала народные песни и исполняла их со сцены. Фольклорные богатства, собранные ею, составили программы многих ее концертов.
Рецензент новочеркасского концерта певицы писал: «Ирма Яунзем, выступавшая в Новочеркасске впервые, является своеобразным мастером песенно-вокального искусства. Пытливая настойчивость исследователя (Яунзем самостоятельно записала ряд ценных образцов народной песни) сочетается в ее лице с талантливой высококвалифицированной исполнительницей песен народов и сурового севера, и культурной Европы, и темпераментного юга. Этнографическое содержание репертуара, естественно, — обстоятельный вклад в нашу культуру».
Рецензентом была отмечена созданная певицей широкая этнографическая панорама песен народов мира. Он, в частности, свидетельствовал: «Яунзем великолепно справляется с искусной, далеко не стилизованной передачей богатства этнографической звуковой стихии. Мягкая, эмоционально выраженная лиричность грузинской песни, смелый взрыв рабочей песни Великой французской революции, тяжелая тоска ойратских ремесленников по утерянной свободе – самое пестрое сочетание человеческих переживаний, взятых в большом размахе времени (старинные песни) и территории (от севера до юга) – составляют содержание отчетного концерта. В технике вокального мастерства Яунзем привлекает внимание гибкая интонационность исполнения и незаурядное умение владеть тонкими голосовыми нюансами».
Музыкальная общественность Новочеркасска с большим интересом встретила выступление замечательной певицы. Её считали еще молодой исполнительницей, ведь Ирме Петровне тогда исполнилось только 33 года.

Равнение на трест «Металлолом»
В марте 1931 года было принято Постановление Новочеркасского горсовета XIII созыва «О заготовке черных и цветных металлов», основанное на Постановлении Совнаркома РСФСР от 12 декабря 1930 года. Был объявлен месячник по заготовке этих металлов с 15 марта по 15 апреля. Постановили «в период месячника в плановом порядке провести, с привлечением широких кругов рабочей общественности, комсомольских организаций, студенчества и т.п., сбор лома в домовладениях и дворах. Весь собранный в каждом домовладении лом и вообще неиспользованное металлическое старье должно быть собрано в одном месте для сдачи сборщику треста «Металлолом». Лом приобретается трестом по ценам, утвержденным Северокавказским КрайСНХ».
Был разработан план изъятия бесхозных металлических оград, заборов, старых вывесок. Предписывалось даже изымать и сдавать в металлолом незарегистрированные и находящиеся в состоянии разрушения металлические памятники, кресты и решетки на кладбищах.
В июне 1931 года был объявлен ударный поход за мобилизацию металлических ресурсов. Постановлением Президиума Районной контрольной комиссии рабоче-крестьянской инспекции поручалось «во всех предприятиях и учреждениях города в пятидневный срок провести учет и мобилизацию запасов черного и цветного металла, а также неиспользуемого и недостаточно загруженного оборудования, возложив персональную ответственность на руководителей организаций за проведение этой работы и за своевременное выполнение заданий соответствующих ведомств».
Общее руководство по мобилизации металлических ресурсов по Новочеркасскому району было возложено на специально созданный штаб тревоги. Такие экстренные меры по сбору черных и цветных металлов предпринимались не только в Новочеркасске, но и по всей стране.

Кончина комкора С.С. Вострецова
Степан Сергеевич Вострецов был видным советским военным деятелем 20-30-х годов, его называли героем гражданской войны. С 1921 года он – начальник Управления войск ВЧК по охране границ Сибири. С 1924 по 1927 годы командовал 27-й Омской, а затем 51-й Перекопской стрелковыми дивизиями. В 1929 – 1930 годах Степан Сергеевич командовал 18-м стрелковым корпусом на Дальнем Востоке. Он участник советско-китайского конфликта на КВЖД в 1929 году. Комкор Вострецов был одним из нескольких советских военачальников, награжденных четырьмя орденами Боевого Красного Знамени и Почетным революционным оружием.
В 1931 – 1932 годах Степан Сергеевич был командиром 9-го стрелкового корпуса в Новочеркасске. Являлся кандидатом в члены Северо-Кавказского крайкома и членом Новочеркасского райкома ВКП(б). Он умер в Новочеркасске 3 мая 1932 года и был похоронен через день в Ростове-на-Дону. На доме № 49 по Московской улице (сейчас в нем находится детский сад), где жил комкор Вострецов, установлена мемориальная доска. О кончине военачальника напоминают помещенные 5 мая 1932 года в Новочеркасской городской газете «Знамя коммуны» извещения Революционного Военного Совета Северо-Кавказского военного округа, Северо-Кавказского Крайкома ВКП(б) и Новочеркасского райкома партии.

Льготы семье Федора Подтелкова
В Новочеркасске в начале 1930-х годов на проспекте Подтелкова зеваки останавливались по утрам и, указывая на женщину, выметавшую проспект, приговаривали: «Гляди, та самая». Это была Анфиса Алексеевна Подтелкова, жена бывшего Председателя Совнаркома Донской советской республики. Переехав в Новочеркасск, она стала чернорабочей на заводе имени Никольского, а затем подметальщицей улиц. О ней рассказывали, что у неё была дочь Елизавета, больная туберкулезом. Полуслепая Анфиса и туберкулезная Елизавета Подтелковы ютились в бывшей кухне на Хомутовском, 3. У Елизаветы не было пальто, и она большую часть года проводила дома. Ее пенсия (как инвалида) составляла 30 рублей в месяц. Пенсия Анфисы Алексеевны являлась тоже мизерной – 50 рублей в месяц.
Представители новочеркасской общественности с тревогой рассказали о бедственном положении семьи видного революционного деятеля на страницах газеты «Знамя коммуны». Они с возмущением писали о бюрократах, проявивших бездушие: «Люди в футлярах знать не знают революционера Подтелкова».
В июле 1932 года «Знамя коммуны» напечатала ответ из горсовета, в котором, в частности, говорилось: «Семья Федора Подтелкова должна получить и получит заслуженное внимание». Вскоре «Знамя коммуны» поместила ответ прокурора Новочеркасска, который писал: «Права семьи Федора Подтелкова восстановлены. Больную дочь революционера Подтелкова поместили в туберкулезный санаторий. Семье Подтелкова предоставляют квартиру по ул. Московской, 11. Жена Подтелкова Анфиса Алексеевна переведена на заводе им. Никольского на работу в завком по соцбытовым вопросам с оплатой 170 рублей в месяц».

Начало строительства паровозостроительного завода
Предшественником знаменитого НЭВЗа был Новочеркасский паровозостроительный завод (НПЗ). Правительство приняло постановление о его сооружении 10 февраля 1932 года. Хотя торжественная закладка завода состоялась 8 ноября 1932 года, фактически его строительство началось на четыре с лишним месяца раньше. 16 июля того года в Новочеркасске состоялось общегородское собрание партактива. На нем с докладом выступил начальник строительства завода Кириенко. Он сообщил, что завод рассчитан на постройку 700 – 750 паровозов и 500 мотовозов в год. Стоимость завода с жилищным строительством для рабочих определена в 72 млн. рублей.
Отвечая на вопросы, почему завод строится в Новочеркасске, Кириенко напомнил о линии партии строить новые заводы в городах, не перегруженных еще промышленными предприятиями. К тому же, рядом уголь и металл Донбасса, неисчерпаемые запасы строительных материалов.
Строительство началось после проведения партактива 19 июля 1932 года. Через месяц в Москве состоялась коллегия Наркомтяжпрома, определившая, что «Новочеркасский завод будет выпускать паровозы типов 159 и 154. Первый из них трехосный паровоз облегченного типа для торфоразработок, второй – более тяжелый, для лесоразработок, внутризаводского транспорта и угольных разработок».
20 июля 1933 года на стройплощадке Новочеркасского паровозостроительного завода приступили к сооружению основных цехов: ремонтно-механического, котельного и инструментального.

Возрождение политехнического института
Весной 1930 года Донской политехнический был разделен на семь самостоятельных вузов: авиационный, геологоразведочный, инженеров коммунального строительства, металлургический, сельскохозяйственного машиностроения, химико-технологический и энергетический. В мае 1930 года краевая газета «Молот» сообщала: «Каждый институт переходит к соответствующему ведомству: например, химический институт – к Севкавжирмасло, механический – к Энергострою, горный – к Севкавуглю, металлургический – к Югостали». В начале июня того же года «Молот» поместил следующее объявление: «В виду реорганизации Донского политехнического института приступила к работе комиссия по ликвидации дел и имущества ДПИ. Доводя об этом до сведения государственных, общественных организаций и частных лиц, Ликвидационная комиссия просит имеющиеся к ДПИ материально-финансовые претензии заявить Ликвидкому до 15 июня 1930 г.».
Прошло три года. Весной 1933-го начался процесс воссоздания единого вуза, соответствующего масштабам ДПИ. Нарком тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе издал приказ «О слиянии геологоразведочного, химико-технологического и энергетического институтов в один Северо-Кавказский индустриальный институт». 21 марта 1933 года бюро Новочеркасского горкома ВКП(б) обсудило этот приказ, наметив конкретные пути его реализации.
Так был возрожден политехнический институт, получивший название индустриального. Впоследствии, в мае 1935 года, в него влился институт инженеров коммунального строительства.
Линия на укрупнение вузов стала в нашей стране доминирующей. В ноябре 1933 года газета «Знамя коммуны» писала: «6-й Пленум ЦК ВЛКСМ заострил внимание на вреде «карликовых» вузов в подготовке кадров. В решении ЦИКа о высшей школе четко сказано об укрупнении вузов в более мощные единицы. На основании этого решения и был образован Северо-Кавказский индустриальный институт». В июле 1934 года вуз был переименован в Азово-Черноморский индустриальный, а с января 1935 года стал именоваться Новочеркасским индустриальным институтом, сохранив это название до послевоенной поры.
row['name']