Сегодня:

Игорю Михайлову 38 лет. У него голубые глаза и спокойный голос. Он рассказывает мне о своем двухлетнем сынишке и планах на будущее. Далее, зная историю его жизни, я с трудом верю, что за плечами этого человека – 15-летний стаж наркомана и 10 лет, проведенные «на зоне».
– Я родился в Краснодаре, – рассказывает Игорь, – все было как у всех. Отец, правда, долгое время не жил с нами, вернулся в семью, уже когда я был подростком. Отсюда – натянутые отношения. В школе я учился хорошо, друзья у меня были тоже самые обыкновенные. Наркотики впервые попробовал в 17, тогда и причины особой не требовалось, хватало одного любопытства…
Примерно в это время заболела мама Игоря, самый близкий для него человек. Сначала с недугом боролись, но когда онкологические проблемы стали наслаиваться одна на другую, стало ясно – женщина умирает. Пока мама болела, Игорь держался, чувствовал, что его поддержка очень нужна. Но в день похорон сорвался.
– В последнее время маму очень сильно мучили боли, после ее смерти в доме осталось много сильнодействующих препаратов, – вспоминает Игорь, – с их помощью я и пытался спрятаться от своих проблем.
К этому времени Игорь уже был студентом Кубанского политехнического института. В вузе он проучился все пять лет, все это время кололся. А накануне защиты диплома впервые попал в тюрьму. За хранение наркотиков.
– То, что я попал в лагерь, вовсе не означает, что я «завязал», – признается мой собеседник. – Достать наркотики и там оказалось возможно. Там было много таких, как я.
Выйдя из тюрьмы, Игорь принялся за старое: друзья-наркоманы, вечный поиск денег и дозы, полный разрыв с семьей. Отношения с девушками, естественно, не складывались. Все пассии Игоря, узнав, что он наркоман и имеет судимость, уходили от него.
– Помню, одна девушка, уходя, сказала мне: «Не хочу ждать тебя из тюрьмы, не хочу бояться, что рожу больного ребенка». Тогда я решил, что ничего хорошего со мной уже не случится, перестал даже думать о том, чтобы бросить все это.
Жизнь Игоря проходила в камере, максимальный срок между отсидками составлял 6 месяцев, потом – снова «на зону». В один из таких «перерывов» он познакомился с Наташей. Они обращались к одному дилеру, даже кололись одной иглой.
– Я тогда не верил ни в Бога, ни в судьбу, ни в возможность избавиться от такой давней зависимости, – признается Игорь. – Но Наташу я любил, и мне было жалко самого себя, жалко нас обоих. Наташкина мать мне тогда сказала: «Трудно – помолись, покайся». Скорее для того, чтобы ее успокоить, я произнес молитву.
Игорь убежден, что тогда Всевышний услышал его обращение. Вскоре он встретил смутно знакомого человека, который окликнул его не по имени, а по «кличке». Игорь вспомнил, что они вместе сидели. Бывший сокамерник упомянул о христианском центре, где помогают освободиться зависимым людям. Игорь не придал значения этой информации. А через какое-то время, услышав за дверью фразу «Откройте, милиция!», он схватил первые попавшиеся вещи и сбежал из дома через окно.
– Потом я жалел о том, что сбежал, они ведь, наверное, не арестовывать меня приходили, – вспоминает Игорь. – Но сработал годами копившийся страх.
Сейчас он уже и не помнит, почему решил прятаться именно в той христианской организации, о которой и слышал-то всего один раз. Говорит, что лечиться не собирался, считал, что если он может позволить себе даже запретные удовольствия, значит, он полностью свободен.
– Я только сейчас понимаю, что путал две эти понятия: «свобода» и «зависимость», – улыбается Игорь. – Ведь свобода – это когда спокойно смотришь на пачку сигарет и не желаешь платить за то, что будет медленно убивать тебя. Словом, Игорь обратился за помощью, считая, что ему-то она и не нужна. На вокзале, когда он собирался ехать в Батайск (а именно там, он знал, помогали тогда наркоманам), Игорь столкнулся с очередным соблазном – встретил знакомого дилера. Тот предложил отправиться за «дозой» вместе, Игорь отказался.
– В Батайске я провел 7 месяцев, конечно, поначалу было очень тяжело, но потом я вдруг понял, что так долго уже живу баз наркотиков и с каждым днем чувствую себя лучше, – рассказывает Игорь, – я сразу же поехал за Наташей.
Девушку пришлось долго убеждать. Она не могла поверить, что сможет бросить старые привычки так же, как Игорь. Весь период реабилитации он находился рядом с ней, помогал, как мог.
С тех пор прошло пять лет. Игорь и Наташа женаты, живут в Новочеркасске, воспитывают маленького Давида.
– Теперь я другой, я не прячусь от проблем, не сую, как страус, голову в песок, – уверенно говорит Игорь, – ради сына я преодолею любые сложности и постараюсь научить его не прятаться от проблем, не стараться забыться, а решать их. Кем я был раньше? Проклятием для всех, начиная от родных, которые махнули на меня рукой, и заканчивая соседями, которые меня боялись. Сейчас все рады меня видеть.
Сейчас, когда зависимость позади, Игорь с удовольствием налаживает «мирную» жизнь. Оказалось, что у него замечательные руки – Игорь успешно работает в компании, занимающейся установкой гаражных ворот. Да и друзей, которые не делят с тобой «дозу», по мнению нашего героя, иметь гораздо приятнее. По выходным Игорь играет в футбол в дворовой команде и ждет момента, когда вместе с ним по полю будет бегать подросший сын.
– Единственное, чего мне сейчас не хватает, – улыбается Игорь, – это маленькой дочки. Но к зиме, надеюсь, и эта моя мечта сбудется.