Сегодня: 19 апреля 8310, Вторник

МЫ БЫЛИ ПЕРВЫМИ
Первый новочеркасский стройотряд был организован горкомом партии в 1956 году. Тогда это была небольшая группа. Я поехал в Зеленоград и выразил желание работать водителем автомобиля. Права у меня были. Развозил зерно.
В 1964 году сформировались городской и областной отряды. Тогда уже выезжали в Казахстан обслуживать огромные совхозы Тимиерязевского района Петропавловска-Казахстанского. Мы строили жилье и животноводческие помещения. Нас освобождали от налогов, обеспечивали стройматериалами, деньги хорошие платили – на покупку автомобиля хватало. Дома, которые мы строили, росли, как грибы – мы перевыполняли норму в 3 раза. В 1964 году завоевали переходящее знамя ЦК. Это было очень почетно. Нас показывали по телевидению. И сегодня на зданиях можно увидеть надписи из красного кирпича: «НПИ-5», «НПИ-8» — названия наших отрядов.
Стройотрядовское движение закончилось в 80-х годах. Те, кто через него прошел, ушли в аспирантуру, докторантуру, строительные организации. Они приобрели хорошие навыки работы тогда в стройотряде, — это строительная работа. Нынешний специализированный отряд нашего вуза может выполнять работы по специальностям университета: электрику, механику, телесистемы. Конечно, такой отряд будет востребован!

Владимир Быков, доцент ЮРГТУ (НПИ), ветеран стройотрядовского движения.

ССО ЕДЕТ В СОЧИ

В ЮРГТУ (НПИ) сформирован первый студенческий специализированный отряд, который отправится в Сочи для участия в олимпийском строительстве. Стройотряд организован на механическом факультете. В него вошли 20 студентов 3-4-го курсов. Отряду предстоит работать в МУП «Спецавтохозяйство».
«Механик» — первый возрожденный в Новочеркасске стройотряд. Его задачей станет техобеспечение сочинского автопредприятия с парком из 400 машин. Студенты будут обеспечены жильем и заработной платой. Работа на олимпийских объектах засчитывается в качестве производственной практики.
У вуза уже есть опыт сотрудничества с МУП «Спецавтохозяйство». В прошлом году несколько студентов работали в Сочи, откуда привезли благодарственные письма – их уровнем подготовки руководство предприятия осталось довольно. Потребность в механиках особенно возрастает летом, когда усиливается интенсивность работы автотранспорта на строительных объектах.
Участники отряда получат специальную форму одежды с эмблемой ЮРГТУ (НПИ). Для передачи опыта и поддержания особого «стройотрядовского духа» планируется провести встречу молодежи с «ветеранами» стройотрядовского движения. Уже сейчас желающих стать членами ССО немало.
Одними из первых прошли отбор в ССО студенты кафедры «Автомобильный транспорт и организация рабочего движения» (АТиОДД) четверокурсник Евгений Залевский и третьекурсник Денис Черненко. Мы спросили ребят, известно ли уже, в чём будет заключаться их работа?
Евгений:
— Будем конструировать специальные машины, для уборки города. Я думаю, это будет очень ценной практикой по нашей специальности.
— Как вы относитесь к возрождению стройотрядов?
Денис:
— Я наслышан от своих родителей, как это было интересно, как сплачивает коллектив. Поэтому мне тоже хочется пройти по этой же стезе.
Евгений:
— Сейчас студенты сами стараются найти себе работу. У нас есть прекрасная возможность работать именно по специальности, тем более что сейчас Сочи — один из самых развивающихся городов. Шанс трудиться там должны иметь люди, умеющие выполнять поставленные для них задачи. Надо набрать надежных ребят.
— От кого вы узнали, что существует такой шанс?
Денис:
— Рассказывали пятикурсники, которые уже работали в автохозяйстве. Они очень довольны были поездкой.
— Рассказывали, наверное, о том, какие там условия…
— Давайте я прокомментирую, — подключается к беседе организатор отряда, преподаватель кафедры АТиОДД Евгений Вячеславович Харченко:
— У нас давние связи со «Спецавтохозяйством» в Сочи, куда в последние годы направляем на практику 4-5 студентов. В связи с возрастанием объемов работ у нас появилась идея увеличить количество практикантов, например, до двадцати человек. Предприятие выступило с инициативой сформировать стройотряд, и.о. ректора В.Г. Передерий поддержал. Сейчас разрабатывается положение о специализированных студенческих отрядах. Мы пока выступаем пионерами в этом направлении. Наблюдается преемственность того, что было полезно и студентам, и различным народнохозяйственным проектам. Предприятие идет нам навстречу, предоставляя комфортабельное жилье. «Спецавтохозяйство» заинтересовано в наших студентах, есть благодарственные отзывы. Работы в Сочи студентам зачтутся в качестве производственной практики.
— То есть студенты не только пройдут практику, но и получат материальную выгоду?
— Да, им будут платить заработную плату за выполненную работу. В прошлому году это было 8-10 тысяч. При этом студентов обеспечивают еще и спецодеждой. Предприятие достаточно большое — около четырехсот автомобилей и несколько автоколонн, которые территориально разобщены. Студенты будут работать на объектах в Сочи, Дагомысе, Адлере.
— А чем заняты те студенты, которые сейчас проходят в Сочи преддипломную практику?
— Работают, пишут дипломные проекты. Тема их «привязана» к специфике предприятия.
— Вот и современные ССО «привязаны» к специфике предприятия. В этом их отличие от прежних стройотрядов?
— Действительно, аббревиатура осталась та же самая – ССО. Только стройотряды подразумевают строительство, а нынешнее название — специализированный студенческий отряд – отражает их новую сущность. Ведь сейчас профессиональная подготовка позволяет студентам работать в той сфере, в которой они обучаются в вузе. В наше время стройотряды были другие – мы ездили на целину, в Семикаракоры, на консервные заводы. Трудно было попасть в стройотряд – только по конкурсу. В первый год меня не взяли, потому что не было еще 18 лет…