Сегодня:

В конце января в прогимназии № 4, расположенной в микрорайоне Молодежный, прошла конференция, посвященная проблемам предшкольного образования. Участие в ней приняли педагоги и воспитатели детских садов города. Им уже знаком и этот термин, и та работа, которую предстоит вести с детьми. А вот для родителей понятие «предшкола» пока остается неясным. Кто-то воспринимает его как «нулевой» класс, кто-то как дошкольное воспитание малышей. Так что же это такое и каковы цели новой ступени образования?
Впервые понятие «предшкольное образование» прозвучало в Концепции модернизации российского образования. Министр образования Андрей Фурсенко обозначил главную цель предшкольного образования – выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу и их социальная адаптация. Иными словами, предшкольное образование призвано помочь малышам, не посещающим детские сады, и подготовить их к новому этапу – школе. Не секрет, что многие дети сегодня приходят в первый класс с разным уровнем подготовки. Кто-то уже умет писать, а кто-то еще не выучил буквы. В результате такой диспропорции одни малыши развиваются и с охотой постигают новое, а у других пропадает интерес к учебе – ведь многое из того, что рассказывает учитель, они уже знают. Предполагается, что предшкольное обучение, которое будет вестись по специальным программам, исправит этот недостаток.
«Группы предшкольного обучения мы набираем с 2007 года, – рассказывает Иоланда Николаевна Захарова, заведующая прогимназией № 4, – наше образовательное учреждение наряду с детским садом № 7 стало областной пилотной площадкой по апробации новой методики. Ее суть в том, чтобы охватить как можно больше детей в возрасте 5-6 лет, не посещающих детский сад, и подготовить их к школе. Это ведь особенные дети. Их первый социальный опыт общения в школе может оказаться непростым. Наша задача – не научить детей читать и писать. Главное – помочь им адаптироваться в новом коллективе. Зачастую ведь такие малыши не понимают, что нужно слушать кого-то из взрослых, кроме родителей, что нужно выполнять задания. Даже спокойно высидеть на месте для них невыполнимая пока задача. А регулярно посещая занятия, они постепенно начинают понимать, что такое школа, как строить отношения с учителем и с другими учениками. Такие дети придут на первые уроки уверенными в себе, и вряд ли они будут переживать сильный стресс при поступлении в школу».
С 1 января этого года постановлением мэра города в 10 детских садах открыты группы кратковременного пребывания по предшкольному образованию. «Опыт, накопленный за два года работы пилотных площадок, показал эффективность новой методики образования и развития, – рассказывает Тамара Агуреева, методист по дошкольному воспитанию Управления образования администрации города, – поэтому и было принято решение об открытии новых групп предшкольного образования в детских садах. Мы постарались охватить все районы города – такие группы открываются в садах №№ 8, 22, 23, 55, 27, 44, 51, 61,14 и прогимназии № 4».
В группы предшкольной подготовки набирают детей 5-6 лет, которые не посещают детский сад. Их ежедневная «учеба» длится 3,5 часа – это группы так называемого кратковременного пребывания. С детьми работают и ведут занятия педагоги, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель. Обучение ведется по федеральной программе «Предшкольная пора», рекомендованной Российской академией образования. С детьми работают только педагоги первой или высшей квалификационной категории, имеющие огромный опыт общения с детьми. В форме игры дети учатся общаться, познают азы математики. Чтения. Игровая деятельность позволяет сделать процесс подготовки и развития очень интересным для малышей».
«В отличие от подготовки, которую проводят школы, такая форма обучения дает ребенку возможность постепенно адаптироваться к новому коллективу и новым видам работы. Большая протяженность во времени (обучение рассчитано на 1-2 года), позволяют лучше преподносить материал, обучение идет постепенно – ребенок не получает психологических травм и, день за днем обретая новые навыки, новый опыт, готовится к школьному обучению. Такая форма подготовки удобна и для родителей – ведь с малышами занимаются опытные педагоги, которые умеют заинтересовать и превратить обучение в игру. Конечно, предшкольное образование только начинает входить в нашу жизнь. Но, несомненно, сегодня оно необходимо. Это хорошая идея, и, полагаю, ей в первую очередь воспользуются родители, которые понимают, насколько важна для ребенка адаптация к обучению в школе, подготовка детей, которая в будущем поможет им и в учебе, и в отношениях с учителями и одноклассниками», – считает заведующая прогимназией № 4 Иоланда Николаевна Захарова.
Фото Николая Склярова
row['name']